Исследование способов словооброзования у дошкольников
Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени… Читать ещё >
Исследование способов словооброзования у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика речевого развития дошкольника
Диагностика речевого развития производилась в начале учебного года 2013;2014г. В группе 24 ребенка, поименный список детей представлен в приложении (приложение 1 табл. 2.1.1).
Основной программой занятий является программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; а так же учебно-методический комплект «Татарчас?йл?ш?без» авторский коллектив Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Л. А. Данная программа соответствует требованиям стандарта, в котором заложены основные принципы работы:
- 1. поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- 2. личностно-развивающий, гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- 3. уважение личности ребенка
- 4. реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. [3]
Исследование проведено на основе «Методики обследования речевогоразвитиястаршихдошкольников», авторами которой являются А. Г. Арушанова, Т. М. Юртайкина.
Цель данной методики состоит в том, чтобы определить уровень речевого развития и выработать на этой основе индивидуальный подход к ребенку.
Необходимый материал:
- 1. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка).
- 2. Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, названия детенышей которых образуются при помощи суффиксаонок; возможны замены картинок, но при этом названия детенышей животных не должны быть из числа часто употребляемых, хорошо знакомых типа «котенок»). Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц, (Можно использовать тот же набор, что и для младших дошкольников, но лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интереснее рассматривать картинки.)
Инструкция проведения обследования:
Обследование проводится индивидуально.
1. Проверка звукопроизношения.
Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.
— Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:
ло-ло-ло, на солнышке тепло;
ли-ли-ли, в банке мотыли;
ра-ра-ра, играет детвора;
ри-ри-ри, прилетели снегири;
са-са-са, к нам летит оса;
си-си-си, звери едут на такси, за-за-за, вот идет коза;
зи-зи-зи, смело тормози;
ша-ша-ша, шубка очень хороша;
ща-ща-ща, нет щетинки у леща;
жук-жук-жук, вылез майский жук;
ча-ча-ча, каша слишком горяча;
цо-цо-цо, снесла курица яйцо.
Далее разворачивается общение по следующему сценарию.
Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит — на полянке козленка. Спрашивает медведь: «Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?» — «Я не козленок, я мальчик Петя. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует», Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками. Проверяющий дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению проверяющего).
2. Словарь Отгадай загадку:
«Желтая хозяюшка из лесу пришла, Всех кур пересчитала и с собою унесла». (Лиса) Вот лиса, давай ее рассмотрим (картинка).
- 1) Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)
- 2) Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
- 3) Лиса от погони не просто убегает, а??? Как сказать по-другому?
Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая… несется; как стрела… .).
- 4) Вот лиса, волк, медведь; как их назвать одним словом? (Обобщающее наименование.).
- 3. Словообразование. Грамматика.
Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
- 1. Кто детеныш у лисы? А если их много?
- 2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
- 3. Кто детеныш у медведя? А если их много?
- 4. У лося детеныш — … А если их много — …
- 5. У рыси детеныш — … Детеныши — …
Словоизменение. Грамматика.
Отгадай еще загадку:
" Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком".
Правильно. Вот он, пес ПиФ. «Ав, ав! Я пес ПиФ, я умею считать! Вот спроси: ПиФ, ПиФ, сколько у тебя хвостов? — и я отвечу» (от лица персонажа проверяющий обращается к ребенку).
Ну, спроси: «ПиФ, ПиФ, сколько у тебя… хвостов?» А теперь спроси.
- 1) про уши,
- 2) про брови,
- 3) про глаза,
- 4) про нос,
- 5) про рот,
- 6) про лапы.
- (На каждый вопрос ребенка взрослый отвечает от лица персонажа.)
- 4. Связная речь
На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).
Проверяющий обращается к ребенку: «Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу». (Ребенку дают возможность подумать. После паузы спрашивают: «Придумал?» Если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: «Стоял в лесу… В нем жил… Как-то раз… и т. д.).
Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказку-импровизацию с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, «Курочку Рябу», «Репку» и т. п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения. 10].
В заключение проверяющий говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует, (Детям очень нравится, если появляется кукла-самоделка «Волшебница» и «расколдовывает» козленка — уносит его, чтобы превратить в мальчика Петю.).
Показатели речевого развития:
- 1. Звуковая культура речи
- 1) Устойчивое чистое звукопроизношение.
- 2) Неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).
- 3) Нарушение звукопроизношения.
- 2. Словарь
- 1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
- 2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
- 3) Справился с 1−2 заданиями.
- 3. Грамматика
- 1) Точное формои словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных единственном и множественном числе, на образование форм родительного падежа множественного числа существительных в сценке с Пифом).
- 2) При выполнении заданий на формои словообразование допустил до 3-х инноваций. (Сюда же относятся образования родительного падежа множественного числа от уменьшительно-ласкательных наименований «носиков», «ротиков» и под., избегание грамматических трудностей)
- 3) Более 3 инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.
- 4. Связная речь
- 1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества, импровизации).
- 2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная речь).
- 3) Совместное с проверяющим рассказывание творческого рассказа и/или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).
Оценка общего результата:
Показатели речевого развития в протоколе упорядочены в нисходящем порядке.
- 1 — высокий,
- 2 — средний,
- 3 — низкий уровень (по соответствующему параметру).
Общий показатель развития речи определяется следующим образом.
Высокий уровень — высокие показатели по 3−4 параметрам при наличии среднего.
Средний уровень — средние показатели по 3−4 параметрам.
Низкий уровень — низкие показатели по 3−4 параметрам.
При наличии одновременно высокого, среднего и низкого показателей, либо равном присутствии каких-то двух уровней (2 высоких и 2 средних, 2 высоких и 2 низких и т. п.) общий показатель уровня речевого развития является условным и выводится по усмотрению проверяющего (не даем алгоритма, так как возможно слишком много сочетаний параметров).При выведении условного показателя уровня речи старшего дошкольника, прежде всего, должно быть учтено продвижение ребенка в освоении звукопроизношения (оно должно в основном завершиться к 5 годам) и связной речи (связная речь аккумулирует в себе все достижения языкового развития ребенка; в ней реализуется способность активно использовать словарь, изменять слова в соответствии с грамматическими правилами, точно связывать их по смыслу).
Удовлетворительным является высокий и средний уровень развития речи. При выявлении низкого уровня (общего показателя), а также в случае выявления нарушений звукопроизношения (даже при прочих высоких показателях) необходима консультация логопеда.