Опытно-экспериментальные исследования по проблеме взаимосвязи изобразительной деятельности в младшей группе УДО
На первом этапе формирующего эксперимента необходимо вызвать у детей интерес к результату изобразительной деятельности. Для этого мы используем такие методы, как создание игровой ситуации с элементами игры-драматизации для возникновения сюжетно-игрового замысла, мобилизация личного опыта детей, совместное рассматривание всех выполненных на занятии рисунков. Для выявления условий формирования… Читать ещё >
Опытно-экспериментальные исследования по проблеме взаимосвязи изобразительной деятельности в младшей группе УДО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика опытно-экспериментальной работы над условиями формирования изобразительных навыков у младших дошкольников путем взаимосвязи различных видов изобразительной деятельности.
В данной главе мы определим задачи опытно-экспериментальной работы и подробно опишем методику констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, позволил нам предположить, что формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста будет успешно, если:
- — педагог проводит занятия по изобразительной деятельности, используя разные виды изобразительной деятельности;
- — при выборе вида изобразительной деятельности учтены психофизиологические особенности изобразительной деятельности у младших дошкольников;
- — при их подборе учтены дидактические принципы обучения;
- — их использование соответствуют педагогическим нормам и требованиям.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- 1. Выявить уровень развития изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы ДОУ.
- 2. Определить особенности работы педагога ДОУ по формированию
изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов изобразительной деятельности.
- 3. Создать специальные педагогические условия для формирования изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста с использованием разных видов изобразительной деятельности.
- 4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Программа проведения опытно-экспериментальной работы предусматривает три главных этапа:
I этап — констатирующий эксперимент;
II этап — формирующий эксперимент;
III этап — контрольный эксперимент.
Методика констатирующего эксперимента.
Для выявления условий формирования изобразительных навыков в рисунке у детей младшей группы ДОУ нам необходимо провести наблюдение за изобразительной деятельностью младших дошкольников. Для этого выбраны занятия по изобразительной деятельности (рисованию и лепке) «Ежик на полянке» (Приложение 1), рисованию и аппликации «Снег идет» (Приложение 2).
В процессе наблюдения мы будем оценивать сформированность изобразительных навыков по следующим параметрам:
- 1. Передача формы:
- а)форма передана точно;
- б)есть незначительные искажения;
- в)искажения значительные, форма не удалась.
- 2. Строение предмета:
- а)части расположены верно;
- б)есть незначительные искажения;
- в) части предмета расположены неверно.
- 3. Передача пропорций предмета в изображении:
- а)пропорции предмета соблюдаются;
- б)есть незначительные искажения;
- в)пропорции предмета переданы неверно.
- 4. Композиция:
- а)соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- б)есть незначительные искажения;
- в)пропорциональность разных предметов передана неверно.
- 5. Цвет:
- а)реальный цвет предметов;
- б)есть отступления от реальной окраски;
- в)цвет предметов передан неверно;
- 6. Уровень самостоятельности:
- а)выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- б)требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;
- в) необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.
Обработка результатов обследования производится путем оценки изобразительных умений детей по 3-х балльной системе (3- высокий уровень, 2-средний уровень, 1- низкий уровень). По всем критериям, в которых по три показателя: первый (по месту за критерием) — 3 балла, второй — 2 балла, третий — 1 балл. Например, критерий «передача формы»:
- а)форма передана точно — 3 балла;
- б)есть незначительные искажения — 2 балла;
- в)искажения значительные, форма не удалась— 1 балл.
На основании обследования уровень формирования изобразительных навыков отражается в таблице, по результатам заполнения которой можно сделать выводы о сформированности изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Высокому уровню соответствуют дети, в рисунках которых форма передана точно; если изображение или фигура сложные, то части расположены верно, пропорции предмета соблюдаются, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, передан реальный цвет предметов; ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; может рисовать по самостоятельному замыслу. Среднему уровню соответствуют дети, в рисунках которых есть незначительные искажения формы, строения и пропорций изображаемого предмета есть отступления от реальной окраски предметов; ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому он обращается редко. Низкому уровню соответствуют дети, в рисунках которых наблюдаются значительные искажения формы предмета, части предмета расположены неверно, пропорции предмета и цвет передан неверно; такому ребенку необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого, сам он с вопросами ко взрослому не обращается.
Чтобы определить особенности работы педагога ДОУ по взаимосвязи изобразительной деятельности как условие формирования изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста, необходимо провести беседу с воспитателями и педагогами младшей группы ДОУ. Для беседы предлагаются следующие вопросы:
- — Какие методы и приемы вы используете при организации изобразительной деятельности детей младшей группы?
- — Считаете ли вы необходимым использование игр и игровых упражнений при формировании изобразительных навыков в рисунке у детей младшего дошкольного возраста?
- — Как часто вы используете различные виды изобразительной деятельности при организации занятий у детей младшей группы?
- — Как вы подбираете виды изобразительной деятельности для конкретного занятия по изобразительному искусству?
- — Учитываете ли вы индивидуальные особенности ребенка при выборе вида изобразительной деятельности для формирования изобразительных навыков?
Для формирования изобразительных навыков очень важна самостоятельная изобразительная деятельность ребенка: в детском саду и дома. В младшем дошкольном возрасте особенно эффективно она проходит под руководством и при непосредственном участии родителей. Работа с семьей — один из путей косвенного влияния на формирование изобразительных навыков у младших дошкольников. Это хороший способ развития у ребенка уверенности в своих силах, смелости, творческих способностей. Поэтому предлагается анкета для родителей:
- — Как часто Ваш ребенок рисует, лепит, и др. дома?
- -Побуждаете ли Вы его к занятиям изобразительной деятельностью?
- — Руководите ли Вы изобразительной деятельностью ребенка?
- — Занимаетесь ли Вы изобразительной деятельностью совместно с ним? Как часто?
- — В какой форме проходят Ваши совместные занятия?
- — Используете ли Вы игровые приемы?
- — Какие виды изобразительной деятельности вы используете?
- -Какими источниками Вы пользуетесь, выбирая виды изобразительной деятельности для формирования изобразительных навыков у своего ребенка (специальная литература, рекомендации воспитателя ДОУ, собственный опыт, другие)?
Методика формирующего эксперимента.
Для проведения формирующего эксперимента мы выбрали занятия по рисованию и аппликации: «Птички клюют ягодки рябины» (Приложение 3), рисованию, лепке и аппликации «Запасы для белочки» (Приложение 4).
На первом этапе формирующего эксперимента необходимо вызвать у детей интерес к результату изобразительной деятельности. Для этого мы используем такие методы, как создание игровой ситуации с элементами игры-драматизации для возникновения сюжетно-игрового замысла, мобилизация личного опыта детей, совместное рассматривание всех выполненных на занятии рисунков.
На втором этапе формирующего эксперимента — стимулировать и поощрять повторное изображение на одном занятии, дополнение рисунка или поделки деталями, близкими по содержанию. Для этого мы организуем деятельность детей; побуждаем к сопровождению процесса изображения рассказом; даем эмоциональную оценку с учетом индивидуальных особенностей детей (словесный метод, мимика, жест), обращая внимание на хорошо переданные в рисунках форму, цвет, на изображения, которые не учили создавать.
Методика контрольного эксперимента.
Для проведения контрольного эксперимента мы выбрали занятия по рисованию и аппликации «В лесу родилась елочка» (Приложение 5) и рисованию, аппликации и лепке «Маленькая елочка в гости к нам пришла» (Приложение 6).
Контрольный эксперимент заключается в проведении наблюдений за изобразительной деятельностью, оценке уровня сформированности изобразительных навыков рисунке у детей младшей группы, результат связи нескольких видов изобразительной деятельности. Сравниваются данные, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте. Для этого контрольный эксперимент осуществляется по методике констатирующего эксперимента с занесением результатов в таблицу.