Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Антрополого-педагогические взгляды. 
Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Коменкого (1592-1670)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовная опора человека в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире — стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом» (1, 170), осуществлять своё предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить религиозное воспитание. Коменский обосновал демократическую… Читать ещё >

Антрополого-педагогические взгляды. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Коменкого (1592-1670) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом:

  • — рождением педагогической системы,
  • — необычайно смелой по замыслу,
  • — постановке педагогических вопросов,
  • — предложенным решениям,
  • — отличающейся сложной архитектоникой.

Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания:

  • — с собственным предметом исследования,
  • — научной аргументацией,
  • — исследовательской проблематикой,
  • — собственным «языком» — понятийно-терминологическим аппаратом.

Эта система — плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я. А. Коменского, трансформировавшего в своём мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития.

Его «Великая дидактика» (1632) — начало всех начал в педагогике нового времени.

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Вектор же духовных исканий педагога-философа — что есть человек и каковы возможности его развития и самосовершенствования в образовании.

Антрополого-педагогическая концепция Коменского зиждется на его религиозных взглядах и представлениях (I, 96—108), Человек тварное существо, но в отличие от всего остального тварного мира он создан по «образу и подобию Божию» и наделён:

  • — огромными созидательными силами, способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества как разумное, нравственное, добродетельное существо,
  • — безграничными способностями к познанию мира,
  • — неисчерпаемыми духовно-нравственными силами,
  • — стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии.

Концепция философа — поистине гимн человеку. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе.

Однако это «первообраз» — и возвыситься, подняться до него невозможно без воспитания: «всем рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми» (1, 107).

Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должно стать «всеобщее образование юношества».

Теоретическая мысль великого гуманиста избежала «соблазна» исторических условий его времени: низведения человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и ныне остаётся «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.

В концепции Коменского человек помещён в «макромир», наделён властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «макромире».

Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества — это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах человека. Человек сам сложили мир, «микрокосм».

Его внутренняя жизнь — борьба добрых и Зль, х начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, Добродетелям — цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире — стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом» (1, 170), осуществлять своё предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить религиозное воспитание.

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы.

Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского — это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств — развития человеческого в человеке.

Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей» (1, 156).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой