Антрополого-педагогические взгляды.
Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Коменкого (1592-1670)
Духовная опора человека в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире — стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом» (1, 170), осуществлять своё предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить религиозное воспитание. Коменский обосновал демократическую… Читать ещё >
Антрополого-педагогические взгляды. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Коменкого (1592-1670) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом:
- — рождением педагогической системы,
- — необычайно смелой по замыслу,
- — постановке педагогических вопросов,
- — предложенным решениям,
- — отличающейся сложной архитектоникой.
Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания:
- — с собственным предметом исследования,
- — научной аргументацией,
- — исследовательской проблематикой,
- — собственным «языком» — понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система — плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я. А. Коменского, трансформировавшего в своём мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития.
Его «Великая дидактика» (1632) — начало всех начал в педагогике нового времени.
Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.
Вектор же духовных исканий педагога-философа — что есть человек и каковы возможности его развития и самосовершенствования в образовании.
Антрополого-педагогическая концепция Коменского зиждется на его религиозных взглядах и представлениях (I, 96—108), Человек тварное существо, но в отличие от всего остального тварного мира он создан по «образу и подобию Божию» и наделён:
- — огромными созидательными силами, способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества как разумное, нравственное, добродетельное существо,
- — безграничными способностями к познанию мира,
- — неисчерпаемыми духовно-нравственными силами,
- — стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии.
Концепция философа — поистине гимн человеку. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе.
Однако это «первообраз» — и возвыситься, подняться до него невозможно без воспитания: «всем рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми» (1, 107).
Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должно стать «всеобщее образование юношества».
Теоретическая мысль великого гуманиста избежала «соблазна» исторических условий его времени: низведения человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.
Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и ныне остаётся «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.
В концепции Коменского человек помещён в «макромир», наделён властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «макромире».
Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества — это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах человека. Человек сам сложили мир, «микрокосм».
Его внутренняя жизнь — борьба добрых и Зль, х начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, Добродетелям — цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная опора человека в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире — стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом» (1, 170), осуществлять своё предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы.
Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Коменского — это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств — развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей» (1, 156).