ТРИЗ как технология творчества
Укротив дикую лошадь, человек стремительно освоил новые пространства на суше. Укротив ветер с помощью парусов, он освоил новые континенты. ТРИЗ-технологии позволяют человеку «оседлать» собственное мышление. Это открывает новые возможности в познании столь загадочного пространства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний. Принцип… Читать ещё >
ТРИЗ как технология творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения, — был «метод проб и ошибок» («метод научного тыка»).
В XX веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций «метода проб и ошибок». Наиболее известны из них «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов».
Суть этих методов — повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании — можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?».
Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ.
- — Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Сильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
- — Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.
- — Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения — это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.
Итак, методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем. ТРИЗ включает в себя:
- — механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
- — механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);
— обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.
ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ-консалтингом.
О том, как стремительно ТРИЗ-технологии завоевывают мир, можно судить по сети Интернет. Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г. С. Альтшуллера.
Известные корпорации мира ищут на территории бывшего СССР специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб.
Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, public relations, педагогику.
Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты, начиная с детского сада. Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы. Вот, например, случай из тризовской семьи. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра сама открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд она уже сама распахнула дверь, освобождая себя от «плена».
Укротив дикую лошадь, человек стремительно освоил новые пространства на суше. Укротив ветер с помощью парусов, он освоил новые континенты. ТРИЗ-технологии позволяют человеку «оседлать» собственное мышление. Это открывает новые возможности в познании столь загадочного пространства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний.
К сожалению, придется огорчить тех, кто уже начал воспринимать теорию Г. С. Альтшуллера как мгновенную панацею от всех бед. ТРИЗ — научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. И как всякая наука, живущая на границе познания, она сочетает в себе строго научные подходы и определенное искусство. И то и другое требует усилий и времени на их освоение. Поэтому эффективное использование ТРИЗ-технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки. Перефразируя известные слова Аристотеля, обращенные к Александру Македонскому, можно сказать: «Нет царского пути в ТРИЗ».