Основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР
Для составления рассказов по наборам игрушек используются следующие темы: «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображаемых на картинках, и их краткая характеристика внешнего вида, деталей и др. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере». Для… Читать ещё >
Основные направления логопедической работы по развитию связной речи детей с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование связной речи — это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий — сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л. С. Выготский (1996), В. К. Воробьева (1988), В. П. Глухов (2004) [10, 13, 14, 15].
Проанализировав результаты исследовательского эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что перспективным направлением совершенствования процесса формирования связной речи в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования, которое выступает в качестве программирования связных высказываний. Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы.
Цель: предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию связной речи.
Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы:
I этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:
Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям.
II этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:
Формирование навыка пересказа:
по серии сюжетных картинок;
по сюжетной картинке;
по набору предметных картинок.
Формирование навыка составления рассказа:
по предметно-графической схеме;
по серии сюжетных картинок;
по сюжетной картинке.
Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке:
формирование навыка составления простого рассказа-описания;
формирование навыка составления развернутого рассказа-описания.
III этап Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:
Формирование навыка пересказа литературного произведения.
Формирование навыка составления рассказа:
по опорным словам;
по сюжетам из личного опыта детей;
творческие рассказы.
Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
формирование навыков построения связных монологических высказываний;
развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями — фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;
обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. [29.с. 90].
Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике:
Принцип воспитывающего обучения;
Принципы последовательности, преемственности, систематичности;
Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм.; и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Основное содержание занятий составляет развитие связной речи с применением средств наглядности.
Логопедическая работа по развитию связной речи включает следующие направления:
обогащение словарного запаса;
обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
Ведущее значение в данной системе играет применение различных наглядных приемов развития связной речи на логопедических занятиях. Успешность работы логопеда основывается на правильном использовании наглядности — это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий.
Если применять наглядность правильно, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, систематически, то дети начинают легко в ней ориентироваться, находить опору для своих высказываний, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события и их последовательность Ожидаемый результат предложенной системы: на основе разработанной системы будет развиваться связная речь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура системы логопедических занятий включает в себя:
Обучение рассказыванию.
Пересказ (по вопросам, по плану, с опорой на серии картин, на картины, схематические изображения — меловой рисунок).
Описание предметов (с опорой на муляж, на картину, по плану, по вопросам).
Рассказывание по картинкам (по серии с постепенным переходом к одной картине) и из опыта.
Продолжение рассказа по заданному началу (с опорой на картину, на схему).
Творческое рассказывание или рассказывание по воображению.
Система занятий по развитию связной речи с использованием наглядности на логопедических занятиях будет способствовать лучшему усвоению программы.
Программа предусматривает тесное сотрудничество различных специалистов дошкольного образовательного учреждения. При этом ведущая роль, конечно, отводится логопеду.
Логопедическая работа включает в себя:
Формирование высказывания на уровне фразы:
Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст.
Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе).
Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов.
Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
Составление предложений по опорным словам.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет большие трудности. Они испытывает серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задании (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста.
Все это определило необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказов с элементами творчества и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы.
Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится на последнем этапе коррекционной работы. Однако уже в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам включаем отдельные, доступные детям задания. [12.с.23−25].
Остановимся в качестве примеров на некоторых вариантах таких заданий.
Так, после пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить «творческий пересказ» с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (корова, петух, павлин и др.), придумать какой-либо эпизод на основе ее сюжета. На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия.
Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества ребенка, является игра-упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурной картины («Зимние забавы», «Летом в парке» и др.). В целях формирования у детей с общим недоразвитием речи навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовались следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения окончания незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам. При этом решаются практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материалах при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у них знаний и представлений об окружающем, уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
Для составления рассказов по аналогии использованы произведения для пересказа с последующей заменой действующие лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей (в рассказах Е. А. Пермяка «Кто?» и «Как Каша стала большой»). В дальнейшем обучение детей составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема проводилось без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных их возможностей).
Структура таких занятий включает:
двукратное чтение и разбор содержания текста;
конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т. д.);
рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводится в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа.
Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним — двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по их выбору).
Для составления рассказов по наборам игрушек используются следующие темы: «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображаемых на картинках, и их краткая характеристика внешнего вида, деталей и др. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере». Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?»; «Кого он встретил на реке?»; «Что произошло во время рыбалки?»; «Что принес мальчик домой?»). При затруднениях дается образец начала рассказа.
Особое место занимает работа по формированию связной речи на занятиях по художественному творчеству (рисование, аппликация), для формирования и активизации монологической речи в процессе этих занятий применяется речевое планирование действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании, и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации. Дети учатся составлять короткие рассказы по выполненным заданиям на следующие темы: «мой домик»; «путешествие на кораблике»; «на нашей детской площадке». При этом используются следующие приемы: составление рассказа по вопросному плану (уточнение последовательности, деталей повествования); дополнение рассказа ребенка другими детьми. Опора на собственный рисунок — эффективное средство овладения детьми с общим недоразвитием речи навыками рассказывания. Их интерес к таким занятиям способствует активизации речевых проявлений.
Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, принимая во внимание сложность этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы. [22, с.73].
В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включены:
беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;
установочные указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);
обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи).
Итак, при специально организованной комплексной и систематической логопедической работе по развитию связной речи, уровень развития у детей с общим недоразвитием речи повышается.
В приложении 6 представлен конспект занятия по развитию связной речи на тему: «Проделки Зимушки-зимы «.
Тема: «Проделки Зимушки-зимы».
Цель: Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
В результате проведенного занятия закреплялись навыки оптико-пространственной ориентировки, подбора синонимов, составления рассказа по картине, поэтому оно носило среднюю степень сложности для детей старшего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи», все поставленные задачи были успешно решены. На следующих занятиях по развитию связной речи планируется выслушать индивидуальные рассказы о «Проказах Зимушки-зимы» от остальных ребят.
Таким образом, направления коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания основываются на факторах облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов. [15] Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания и обозначили следующий порядок работы:
воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия;
составление рассказа по демонстрируемому действию;
пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания;
составление описательных рассказов с использование схемы описания.
Очевидно, что подробный анализ трудностей, которые испытывают дети с ОНР 3 уровня при составлении связных речевых высказываний и анализ результативности при использовании наглядного моделирования повысят эффективность коррекционной работы по преодолению подобных нарушений.