Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формы воспитания. 
Теория и методика воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая не привела к какому-то результату. Вторая функция формы… Читать ещё >

Формы воспитания. Теория и методика воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы».

А. С. Макаренко[1]

Понятие «форма воспитательной работы»

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая не привела к какому-то результату.

В словаре С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это внешнее сочетание и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы[2].

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В. С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов[3].

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

  • [1] Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1977. — С. 232.
  • [2] Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — С. 93.
  • [3] Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 80.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой