Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Особенности коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи. Исследователями (Ковшиков В. А, Демьянов Ю. Г, Лалаева Р. И., Мальцева Е. В, Слепович Е.С.) отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц… Читать ещё >

Введение. Особенности коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.

В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи. Исследователями (Ковшиков В. А, Демьянов Ю. Г, Лалаева Р. И., Мальцева Е. В, Слепович Е.С.) отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. В словаре детей с ЗПР редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др.), действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов.

Таким образом, нарушения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития, проявляющиеся на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, представляют актуальную проблему логопедии. Несмотря на имеющиеся в литературе данные, вопрос об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития является недостаточно изученным. Так, например, нерешенной остается проблема выявления следующих особенностей формирования различных компонентов лексики у дошкольников с задержкой психического развития: объема словаря, точности понимания и употребления слов, семантической структуры различных категорий слов (существительных, прилагательных, глаголов), организации лексико-семантических полей. Кроме того, недостаточно разработаны основы коррекционного обучения детей данной категории именно дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в определении оптимальных путей и содержания коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Объектом исследования является лексическая сторона речи дошкольников с задержкой психического развития.

Предметом исследования является содержание коррекционно-логопедической работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи, которые необходимо решить:

Проанализировать теоретические подходы изучения детей с задержкой психического развития;

Изучить особенности развития лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития;

Определить последовательность, специфику, содержание, а также особенности логопедической работы по коррекции лексики у данной категории детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой