Теоретический анализ психологических и педагогических условий развития воображения у младших школьников
Психология современности проявляет особый интерес к познавательной деятельности, где значимая роль приходится на такие познавательные процессы как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Все эти процессы взаимодействуют друг с другом и влияют на познавательную систему человека в целом. А значит, важно помнить, что развивающую работу необходимо направлять… Читать ещё >
Теоретический анализ психологических и педагогических условий развития воображения у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психология современности проявляет особый интерес к познавательной деятельности, где значимая роль приходится на такие познавательные процессы как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Все эти процессы взаимодействуют друг с другом и влияют на познавательную систему человека в целом. А значит, важно помнить, что развивающую работу необходимо направлять на совершенствование как отдельного процесса, так и всех процессов познания в совокупности. Иными слова, развивая каждый компонент познания, мы развиваем всю познавательную сферу деятельности человека, что, в свою очередь, улучшает мировосприятие и способствует оптимальной организации жизнедеятельности человека.
Например, если развивать у ребёнка все аспекты познавательных процессов, то успеваемость в школе наверняка улучшиться.
Одним из важных возрастных периодов в развитии познавательных процессов является детство ребёнка. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин выделяли следующие стадии психического развития относительно возрастных особенностей: «младенчество» (от рождения до года) — развитие ощущения, «ранний возраст» (1−3 года) — развитие речи, «дошкольный» (3−7 лет) — развитие восприятия и памяти, «младший школьный возраст» (8−12 лет) -мышление и воображение. [19, 47].
Изменение психических особенностей ребёнка происходит под воздействием ведущей деятельности, соответствующей стадии его развития. То есть «развитие психики происходит одновременно с развитием самой деятельности». Это описано в работах В. В. Давыдова. [14].
Самое интересное, что любую человеческую деятельность невозможно представить без воображения. Элементы этого психического процесса проникают во все стороны и аспекты психической жизни человека.
Как сообщают нам психологи Московского городского педагогического университета В. В. Ткачева и Ю. А. Труханова: «в психологической науке воображение рассматривается как высший познавательный процесс, одна из форм отражательной деятельности сознания, своеобразное творческое отражение действительности». [40].
В рабочей тетради автора С. В. Игнатовой [20] воображение трактуется как творческая «деятельность, мысленное создание представлений и ситуаций, которых не было в действительности».
Воображение образует универсальную человеческую способность выстраивать целостность новых образов с помощью переработки уже «сложившегося практического, чувственного, интеллектуального» [19] и эмоционального опыта.
В свою очередь, следует обратить внимание на то, что уровень развития воображения влияет на такое умение как нестандартный подход к решению тех или иных задач, как в учебной деятельности, так и в жизни в целом. А формирование пространственного воображения как главной опоры мышления оказывает влияние на базу умственных действий ребёнка, т. е. развитие данного компонента воображения способствует построению цепочки мировосприятия от воспоминания до абстрактного рассуждения. [2].
Таким образом воображение играет важную роль в психическом развитии ребёнка.
Что же такое воображение и как оно влияет на развитие ребёнка? Именно этому вопросу будет посвящён следующий параграф моей работы.