Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные… Читать ещё >

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей [12].

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (см. табл. 2).

Табл. 2 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

Наимен.

С какой целью используется эта форма.

Формы проведения общения.

Информационно-аналитические.

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • • Социологические опросы
  • • Социологические срезы
  • • тесты
  • • анкетирование
  • • почтовый ящик
  • • информационные корзины

Досуговые.

Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

  • • «Встреча Нового года»
  • • «Масленица»
  • • «Праздник мам»
  • • «Праздник урожая»
  • • «Спортивный праздник с родителями»
  • • «Дог-шоу», «Семейные театры»
  • • различные выставки

Познавательные.

Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

  • · Семинары-практикумы
  • · педагогический брифинг,
  • · педагогическая гостиная,
  • · проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,
  • · устные педагогические журналы,
  • · игры с педагогическим содержанием,
  • · педагогическая библиотека для родителей
  • • «КВН»
  • • «Педагогическое поле чудес»
  • • «Театральная пятница»
  • • «Педагогический случай»
  • • «Что? Где? Когда?»
  • • «Круглый стол»
  • • «Ток-шоу»
  • • «Телефон доверия»

Наглядно-информационные:

информационно-ознакомительная форма;

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

  • • дни открытых дверей
  • • открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
  • • выставки детских работ
  • • выставки совместных работ детей и родителей
  • • информационные проспекты для родителей,
  • • видеоролики о жизни ДОУ
  • • выпуск газет,
  • • организация мини-библиотек
  • • использование современных технологий

информационно-просветительская форма.

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

  • • информационные стенды
  • • папки-передвижки
  • • тематические выставки
  • • минигазеты
  • • библиотеки по основным проблемам семейной педагогики

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации взаимодействия педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой