Жизнь и педагогическая деятельность Марии Монтессори
Мария Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно — вопрос эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у М. Монтессори родился сын. Ее отношения с любимым не сложились, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить… Читать ещё >
Жизнь и педагогическая деятельность Марии Монтессори (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В маленьком итальянском городе Кьярвалль (Италия) в семье чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани 31 августа 1870 родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. О детстве девочки известно немного. Мария заметила, учась в начальной школе, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особое усердие она проявляла в математике. В 12 лет она мечтает об учёбе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но настойчивость Марии победила все преграды, и она была принята в техническую школу для юношей. Чтобы помешать подавлению личности ученика, Мария решила, что сделает в дальнейшем все от нее зависящее. Она все больше увлекалась естествознанием и сделала свой профессиональный выбор — решила стать детским врачом.
Мария получила частную практику, работая в университетской клинике в 1896 году. Здесь состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал развитию этих детей, они были оставлены на произвол судьбы. После приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, изготавливали шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая среда не способствовало этому. Наблюдая за этими несчастными, М. Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоровых, необходимо иметь специальную развивающую среду. В этой среде они будут сконцентрированы на знаниях о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли [29]. Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с нарушениями в развитии, М. Монтессори изучала труды французских психиатров — Эдуарда Сегена и Гаспара. Она приходит к выводу, что слабоумие — это в большей степени проблема педагогическая, а не медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах [31, c.13].
Мария Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно — вопрос эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у М. Монтессори родился сын. Ее отношения с любимым не сложились, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей специальную развивающую среду. Уже через три месяца после открытия Школы комиссия, которая пришла с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, стремится развивать свою методику обучения письму и чтению. Параллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. К этому времени относится формулировка основ ее собственной педагогики [4].
М. Монтессори начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить обучение дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка. 6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам М. Монтессори. Его жителями становятся 50 детей от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окрестностей. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы [16].
Мария Монтессори наблюдает, как ее дети с удовольствием занимаются. Она отметила, что в ходе этих занятий дети, находясь в дружественной атмосфере, формируют положительную социальное поведение, демонстрируя живой интетрес к окружающему [26].
В 1908 году открывается вторая школа М. Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой первый курс по подготовке Монтессориучителей. На нем обучалось 100 наставниц. Система Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор М. Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»).
С 1909 года метод М. Монтессори активно внедряется в жизнь.
Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы встретилась с Марией Монтессори и Юлия Фаусек (1863−1942), которая первой в России открыла монтессорианский детский сад.
В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на двадцать языков мира. В 1913 году М. Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.
В этом же году в России выходит книга М. Монтессори «Дом ребенка». Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России Монтессори-сад [45] .
В 1915 году в США, в Сан-Франциско, на Международной выставке Мария Монтессори блестяще демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту в выставочном павильоне. [17].
Монтессори-движение растет и развивается по всему миру. В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организовует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI — Association Montessori International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа педагог сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы М. Монтессори. В СССР сады М. Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены национал социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландии, а в 1936 году — в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет [26].
В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после второй Мировой войны. В начале 50-х годов XX века она пишет свои основные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета.
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 6 мая 1952 ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.
С 1952 года AMI — Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монтессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори — Ренильде Монтессори.
Она возглавляет AMI в настоящее время.
Главная цель педагогики М. Монтессори — воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип М. Монтессори — педагогики заключается в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом и индивидуальным темпом. Прежде всего — настоящий гуманизм воспитательной и образовательной систем. В рамках, определенного времени, ребенок может выбирать работу, которая ему понравилась и соответствует его внутренним интересам [36].
Другой доминантой системой М. Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной программы развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на многие годы вперед. Эта система органично соединяет в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем в ней просыпалась любовь к учебе и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.
Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы М. Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном понимании. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей [25].
Монтессори-класс охватывает несколько зон:
- 1) зону практической жизни — имеет особое значение для маленьких детей (2,5−3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используются рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки, банты и крючки), ребенок учится одеваться. Пересыпать и переливать (рис, воду). Мыть стол и даже полировать серебро.
- 2) зону сенсорного развития, что позволяет ребенку использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может учится различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов.
Знакомится со свойствами тканей.
3) зоны — языковую, математическую, географическую, исследовательскую. Данные зоны обеспечены материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка [30].
В Монтессори-школах дополняют среду такими зонами, как музыкальная, зоны искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка. Они способствуют дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают детей физически и помогают им почувствовать свое тело и осознать свои возможности. Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на природные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к обучению, развивается воля.
Педагог в школе М. Монтессори влияет на ребенка не непосредственно, а с помощью дидактических материалов — различных игр, приспособлений, с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальных уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению. Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости. Но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-нибудь самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества. В школах М. Монтессори отсутствуют соревнования детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс виден только по отношению к нему самому [9].
Каждый Монтессори-класс особенный. Несмотря на то, что система имеет вполне определенную структуру, она открыта для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух абсолютно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить любой авторитарный давление на формирование человека в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. Вера в ребенка — кредо педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений [38]. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим системам, которые мешают проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов систему, обеспечивающую максимальное развитие детской активности. Именно этим прежде всего и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий. М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным проявить себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предыдущими поколениями, одновременно приводила к реализации потенциала личности, ее полноценного физического и духовного развития.
Итак, школа М. Монтессори — открытая система, которая вышла далеко за рамки педагогической теории и методики своей основательницы. Это — огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, который постоянно расширяется и развивается, вбирает в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного заведения, особенностями и составом семьи.
В современных условиях во всем мире, в частности и в России, существует достаточно широкая сеть начальных школ, которые работают по системе М. Монтессори. Система совершенствуется, приводится в соответствие с потребностями современной жизни, чем в значительной мере объясняется возросший интерес к ней в настоящее время. Современный этап развития педагогики и изменения в жизни российского общества начала XXI века требуют переосмысления некоторых положений М. Монтессори, адаптации их к новым условиям работы школьных учреждений. В следующей главе мы покажем, как используется педагогическое наследие М. Монтессори в современном начальном образовании.