Методы планирования и подготовки резерва специалистов и руководителей
Кадровый резерв — это функциональные руководители и специалисты, обладающие способностью к управленческой деятельности, отвечающие требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшиеся отбору и прошедшие систематическую целевую квалификационную подготовку. Источники резерва на руководящие должности: работники аппарата дочерних акционерных обществ и предприятий; главные… Читать ещё >
Методы планирования и подготовки резерва специалистов и руководителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с резервом является формой профессионального роста. Прогнозирование нового резерва на руководящие должности ориентируется в первую очередь на среднеи долгосрочную концепцию предпринимательской политики.
Кадровый резерв — это функциональные руководители и специалисты, обладающие способностью к управленческой деятельности, отвечающие требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшиеся отбору и прошедшие систематическую целевую квалификационную подготовку.
Типы резерва представлены в табл. 2. 5.
Таблица 2. 5.
Классификация резервов.
Тип. | Виды. |
по виду деятельности. |
|
по времени назначения. |
|
Принципы формирования резерва:
- 1) принцип актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной;
- 2) принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
- 3) принцип перспективности кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Далее на рис. 2. 2 представлены методы формирования резервов.
Рис. 2. 2. Методы формирования списка резерва.
Факторы, которые необходимо учитывать при формировании списка в резерв:
- 1) требования к должности, к рабочему месту, оценка производительности труда;
- 2) профессиональная характеристика специалиста;
- 3) перечень должностей, на которые работник может претендовать;
- 4) предельные ограничения критериев подбора кандидатов на должность;
- 5) результаты оценки требования и индивидуальных особенностей кандидата;
- 6) выводы и рекомендации последней аттестации;
- 7) мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, трудового коллектива;
- 8) результаты оценки потенциала кандидата.
Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников — важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
стажировка в должности на своем и другом предприятии;
учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.
Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ:
общая программа — теоретическая подготовка.
специальная программа — деловые игры, решение конкретных производственных задач;
индивидуальная программа — стажировка на отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности.
Источники резерва на руководящие должности: работники аппарата дочерних акционерных обществ и предприятий; главные и ведущие специалисты; молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Основная база резерва — руководители различных рангов.
Этапы работы с резервом:
1) анализ потребности в резерве.
Чтобы определить потребности в резерве, текущие и перспективные, надо провести:
- а) прогноз изменения структуры аппарата;
- б) совершенствование продвижения работников по службе;
- в) определение степени обеспечения резервом номенклатурных должностей;
- г) определение степени насыщенности резерва по каждой должности.
В результате рассчитывается численность резерва кадров.
2) формирование и составление списка резерва (список кандидатов в резерв + список должностей, для которых надо создать резерв): следует определить, кого можно и нужно включить в списки кандидатов и кого из включенных в список необходимо обучить.
При формировании списка резерва надо решить 2 главные задачи:
- 1) оценить кандидатов в резерв;
- 2) сравнить качества кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты предлагаются.
Таким образом, для того чтобы сформировать список резерва, нужно учесть три главных принципа формирования: принцип актуальности, принцип соответствия кандидата должности, принцип перспективности кандидата.
Работа с резервом состоит из трех этапов: анализ потребности, в результате рассчитывается численность резерва кадров; подготовка сотрудников, входящих в резерв кадров, к работе в новой должности; назначение на вакантную руководящую должность.