Введение.
Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятий «здоровый образ жизни», «аддиктивное и девиантное поведение подростков»; изучить особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого… Читать ещё >
Введение. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Здоровье ребёнка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, т.к. здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом.
Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей и подростков, относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.
Здоровый образ жизни — это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).
Особенно остро в наше время стоит вопрос курения. Табакокурение среди молодежи — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.
Качественное преобразование и социальное развитие общества сейчас происходит на высоком уровне работоспособности, социальной активности и широких интеллектуальных возможностях составляющих его личностей. Именно эти качества регрессируют у молодежи с девиантным поведением.
Образ жизни, при котором раннее курение, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств играет для человека первостепенную роль, способствует развитию социальной инертности личности.
Изучением проблемы здорового образа жизни и, в частности, табакокурения, занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С. В., Куинджи Н. Н., Зайцев Г. К., Осипова М. П., Казин Э. М., Афанасьев А. Л., Золотников А. Г., Левин Б. М., Немцов А. В., Е. М. Щербакова Е.М., Менделевич В. Д., Донских Т. А., Короленко Ц. П., Кулаков С. А., Акулич М. М. и др.
Путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни как в школе, так и в семье.
Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
На основании вышеизложенного нами были сформулированы цель, задачи, объект, предмет, методы и гипотеза исследования.
Цель исследования: изучить эффективность работы классного руководителя со старшеклассниками по профилактике здорового образа жизни.
Задачи:
- 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятий «здоровый образ жизни», «аддиктивное и девиантное поведение подростков»; изучить особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.
- 2. Провести экспериментальное изучение влияния работы классного руководителя на формирование здорового образа жизни старшеклассников.
- 3. Определить эффективность работы классного руководителя по профилактике здорового образа жизни.
Объект исследования: воспитательная работа классного руководителя со старшеклассниками.
Предмет исследования: работа классного руководителя со старшеклассниками по формированию здорового образа жизни (профилактика курения).
Гипотеза: профилактическая работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников (против курения) дает положительные результаты.
Методы исследования:
ц теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
ц наблюдение, беседа, анкетирование;
ц констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.