Взаимосвязь моторных функций и развития речи
Согласно уровневой теории организации двигательных функций Н. А. Бернштейна, речь это наивысший уровень организации движений, который неразрывно взаимосвязан со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций. Российский психиатр В. А. Гиляровский в своих работах отмечает, что общее недоразвитие моторных функций способствует в большинстве случаев позднему развитию речи. Психолог А… Читать ещё >
Взаимосвязь моторных функций и развития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Н.И. Новиков, отечественный просветитель 18 века утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
Отечественные физиологи Н. А. Бернштейн [11], В. М. Бехтерев в своих трудах указывают на то, что движения рук способствуют развитию речи.
Согласно уровневой теории организации двигательных функций Н. А. Бернштейна [11], речь это наивысший уровень организации движений, который неразрывно взаимосвязан со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.
Российский психиатр В. А. Гиляровский в своих работах отмечает, что общее недоразвитие моторных функций способствует в большинстве случаев позднему развитию речи.
Л.А. Леонтьев [54], А. Р. Лурия [59], И. П. Павлов в своих научных трудах утверждают, что, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости и достаточного уровня развития, тогда начинается развитие словесной речи детей. Таким образом, развитие тонкой моторики пальцев рук подготавливает основу для будущего формирования речи.
Психолог А. В. Запорожец [33, 34] в своих исследованиях указывает, что процесс формирования произвольных движений у детей неразрывно протекает с развитием речи.
Е. М. Мастюкова, исследуя детей, страдающих церебральным параличом, приходит к выводу, что основной принцип логопедической работы с этими детьми, является двигательно-кинестетическая стимуляция. Она утверждает, что существует корреляционная зависимость динамики развития речи и моторики у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития.
М.М. Кольцова [39, 40] провела ряд исследований взаимосвязи моторных функций и развития речи. Она пришла к выводу, что близкое расположение речевой и двигательной областей мозга друг к другу способствует развитию моторной речи в зависимости от развития общей моторики ребенка. По ее мнению, если развитие тонкой моторики пальцев рук соответствует возрасту ребенка, тогда и речевое развитие будет соответствовать норме, если же движения пальцев рук отстают в развитии, тогда задерживается и развитие речи.
Также, по мнению большинства исследователей, уровень развития мелкой моторики является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. По данным проведенных исследований М. М. Кольцовой, Л. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, дети, имеющие достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них хорошо развиты связная речь, память, мышление, внимание.
Как отмечают исследователи, моторика пальцев рук, которая слабо развита, даёт низкие результаты при выполнении различных заданий. У детей низкая работоспособность, быстро устают, им свойственны неловкие и неточные движения пальцами рук. Все это приводит к неподготовленности детей к письму и, как следствие, является одной и причин неуспеваемости ребенка в начальной школе.