Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре
Кроме надзирательниц по уставу полагалось 12 учительниц. Они также с утра до ночи неотлучно находились при девицах, занимаясь помимо обучения еще и воспитанием. Характер преподавания не должен был быть сухим и педантичным, «который мог бы удручающе действовать на настроение девиц». Уроки скорее напоминали беседу между учительницей и ученицами. Учительницы должны были следить, чтобы воспитанницы… Читать ещё >
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русской школы и просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц, или Смольный институт (1764— 1918), положивший начало женскому среднему образованию в России.
В XVIII в. образование женщин часто ограничивалось элементарным обучением грамоте. Если в высшем обществе дочерей учили французскому языку, танцам и светским манерам, то девушки из менее богатых семей практически не получали никакого образования.
В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан указ императрицы «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге». Каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию».
Так было основано Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. Его уставом, составленным И. И. Бецким, был определен контингент в 200 воспитанниц. К каждому приему допускалось 50 девиц; прием производился раз в три года. Курс обучения длился с 6 до 18 лет, и родители обязаны были давать подписку, что ранее чем через 12 лет они не имеют права требовать дочь из учебного заведения и видеться с нею. Принимались в Воспитательное общество благородных девиц только дочери дворян не старше 6 лет. Ученицы проходили программу обучения и воспитания в четыре этапа — четыре возраста (класса) по три года в каждом[1].
Вскоре воспитательное заведение расширилось: по предложению Бецкого в 1765 г. было создано «особое училище для воспитания малолетних девиц недворянского происхождения», или училище для мещанских девиц. Образование здесь давалось в минимальном объеме, большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию, изделия воспитанниц продавались.
На содержание Воспитательного общества благородных девиц из государственной казны ежегодно выделялось 100 тыс. руб. — значительная по тем временам сумма. Кроме того, периодически отпускались крупные одноразовые суммы, были сделаны и пожертвования различными лицами. В 1794 г. сумма ежегодных ассигнований из государственной казны возросла до 140,5 тыс. руб.
Много денег отпускалось на учебные пособия и книги, но еще больше расходовалось на увеселения.
Дорого обходилось и содержание обслуживающего персонала: духовенства, мастеров, прислуги, воинской команды для охраны и пр. — всего более тысячи человек.
Пища воспитанниц была простой и здоровой, состояла преимущественно из мяса и овощей, пили только молоко и воду, а чай, кофе, шоколад считались вредными для здоровья.
Первый прием воспитанниц был проведен в 1764 г. Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество, оказалось немного: они с предубеждением отнеслись к нему. Отпустить своих девиц решились только недостаточно обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были укомплектованы. В числе принятых было семь титулованных воспитанниц и много дочерей мелких чиновников и обедневших дворян.
Последующие приемы происходили не без трудностей, однако число желающих отдать своих дочерей в Смольный институт постепенно возрастало.
В уставе общества была сформулирована цель воспитания. Это «христианское благочестие, повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, благонравное поведение, чистое, к добру склонное сердце… приличная благородным особам скромность и великодушие», подготовка добродетельных супруг и матерей.
Во главе Воспитательного общества стояла начальница, назначаемая императрицей. Второй особой после нее была правительница.
Каждый класс находился под наблюдением классной дамы — надзирательницы. Ее обязанности заключались в руководстве воспитанием девиц и содействии учительницам в деле обучения. Надзирательницы постоянно находились при воспитанницах, должны были заботиться о «воспитании их характера», об их успехах, поведении, чистоте и учтивости, об одежде и белье, а также о том, «с благородной ли и приличной осанкой и опрятно ли кушают».
Кроме надзирательниц по уставу полагалось 12 учительниц. Они также с утра до ночи неотлучно находились при девицах, занимаясь помимо обучения еще и воспитанием. Характер преподавания не должен был быть сухим и педантичным, «который мог бы удручающе действовать на настроение девиц». Уроки скорее напоминали беседу между учительницей и ученицами. Учительницы должны были следить, чтобы воспитанницы «не привыкли излишне важничать и унылый вид проявлять». Им также предписывалось в преподавании учитывать особенности характера и способности каждой ученицы.
- [1] См.: Черепнин И. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц.СПб., 1914. Т. 1.