Свойства и показатели ассортимента
Новизна товара характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте Шд). Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты… Читать ещё >
Свойства и показатели ассортимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле:
(1),.
где: Эп — полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, грн.;
З — затраты на проектирование, разработку, производство, доведения до потребителя, грн.
Полезный эффект представляет собой (Эп) выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.
Приведенная формула расчёта учитываете в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, но при этом не принимается во внимание социальный эффект. Этот расчёт применим в основном для непродовольственных товаров и неприемлем для пищевых продуктов, так как невозможно рассчитать в денежном выражении выгоды для здоровья, получаемые потребителем.
Например, необходимо определить коэффициент оптимального ассортимента, если известно, что затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя составляют 380 тыс. грн., а полезный эффект от приобретиения и потребления товара потребителем по назначению — 200 тыс.грн.
Решение.
В нашем случае, коэффициент оптимального ассортимента составит: (200 тыс. / 380 тыс.)*100% = 0,53.
Свойства и показатели ассортимента.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
(2),.
где: Шд — широта действительная;
Шб — широта базовая (по стандарту, прейскуранту, каталогу).
Например, необходимо определить широту спортивного ассортимента если известно, что весь в наличии спортивный товар составляет 116 (Шд) наименований, а по спортивному каталогу должно быть 268 (Шб).
Решение: (116/268)*100% = 43,3.
Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.
(3),.
Например, в ассортименте магазина есть обувь четырех наименований (Пд), а стандартом (допускается прейскурантом или договором поставки) предусмотрено 20, ещё 5 поступает по импорту; то есть, базовая полнота (Пб) равна 25 наименованиям, а коэффициент полноты — 16% (т.е. (4/25)*100%=16%).
Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шу).
(4),.
Например, устойчивым спросом пользуются три наименования обуви из пяти. Тогда Ку = 60%. ассортимент товар Или другой пример, необходимо определить устойчивость детских товаров, если имеется всего детских товаров 120 наименований, а после маркетинговых исследований установлено, что стойким спросом пользуется только 88 наименований.
Решение: (88/120)*100 = 73,33%.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна товара характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте Шд).
(5),.
Например: необходимо определить новизну (обновление) ассортимента в салоне-магазине, если известно общее количество продукции (380 моделей), а поступления новых моделей равно 92.
Решение: (92/380)*100% = 24%.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Показали структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
(6),.
где: Сi — относительный показатель структуры отдельного товара;
Аi — количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
Si — суммарное количество всех товаров, которые есть в наличии в натуральном или денежном выражении.
Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
Ам = М (7),.
где: Ам — показатель ассортиментного минимума;
М — минимально допустимое количество товаров, которое определяет торговый профиль организации.
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости, которые определяются экспертным путем.
(8),.
где: Кр — коэффициент рациональности;
Кш — коэффициент широты;
Кв.ш — коэффициент весомости широты;
Кп — коэффициент полноты;
Кв.п — коэффициент весомости полноты;
Ку — коэффициент устойчивости;
Кв.у — коэффициент весомости устойчивости;
Кн — коэффициент новизны;
Кв.н — коэффициент весомости новизны.