Роль преподавателя в создании портфолио
На основе выступления на специально организуемой конференции по портфолио. Такие конференции имеет смысл проводить, если студенты собирали свои портфолио на разные темы или по разным предметам (например в рамках производственной практики). Каждый студент имеет в своем распоряжении не более пяти минут на выступление и представление всех достигнутых целей, выполненных задач и краткое изложение… Читать ещё >
Роль преподавателя в создании портфолио (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прежде чем начинать со студентами работу над портфолио, преподавателю необходимо понять, что оно создается для оценки достижений, успехов и прогресса студента. Кроме того, нужно сказать, что преподаватель в процессе создания портфолио является лишь наблюдателем-помощником. Большую часть работы выполняетс студент самостоятельно, поэтому необходимо сформировать высокий уровень мотивации. Для повышения уровня мотивации преподавателю стоит следовать некоторым советам:
Педагог должен с ответственностью и пониманием подойти к созданию портфолио, понимая его важность для развития студентов, а не считая его просто новым модным средством оценки, внедряемым только для повышения статуса процесса обучения.
Первое занятие стоит провести как вводный. Но нужно не только объяснить студентам, чем они будут изучать в рамках данного предмета и высказать свои примерные требования, но и обсудить, чем хотят заниматься студенты в процессе изучения предмета, что им особенно интересно, и как они видят свою дальнейшую работу над портфолио в контексте этого предмета.
Кроме того на вводном уроке важно предоставить учащимся более подробное содержание предмета хотя бы на ближайший семестр (желательно визуально), чтобы учащиеся могли в любое время обратиться к нужной теме или разделу. Так же необходимо озвучить формы выходного контроля по предмету и предоставить список основной и дополнительной литературы. Это поможет студентам правильно поставить цели и сформулировать задачи, а так же рационально спланировать работу по достижению этих целей и выполнению задач. Постановку целей и формулировку по ним задач желательно проконтролировать, чтобы студент изначально не «пошел в тупик».
Оценку портфолио необходимо проводить преподавателю с учащимися хотя бы один раз в семестр. Чтобы развить у студента навыки самооценки и рефлексии, необходимо, чтобы перед каждым занятием, на котором будут оцениваться портфолио, студент проводил работу по составлению отчетности о достижении поставленных целей, выполнении задач и следовании плану, который он составил. Одним из самых эффективных способов является отчет с приложением материалов, подтверждающих действительность озвучиваемы результатов.
Оценка портфолио может проходить:
С преподавателем индивидуально для каждого студента. В этом случае для каждого студент назначается время такой встречи, или оценка происходит во время например практических занятий, пока остальные студенты заняты самостоятельной работой.
В организуемых небольших группах студентов. В таком случае группа делится на подгруппы по 5−8 человек, и в течение некоторого времени в каждой подгруппе обсуждаются портфолио каждого его члена, и выставляются оценки. В процессе обсуждения преподаватель периодически ходит от группы к группе, чтобы следить за корректностью и рациональностью процесса обучения. Конечная оценка затем выставляется преподавателем на основе личного мнения, но с учетом оценок, выставленных в этих группах.
На основе выступления на специально организуемой конференции по портфолио. Такие конференции имеет смысл проводить, если студенты собирали свои портфолио на разные темы или по разным предметам (например в рамках производственной практики). Каждый студент имеет в своем распоряжении не более пяти минут на выступление и представление всех достигнутых целей, выполненных задач и краткое изложение процесса реализации работ по достижению этих целей. Кроме того выделяется две-три минуты на вопросы от аудитории. Затем портфолио и выступление оценивается заранее организованной комиссией по заранее сформулированным критериям.
Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса обучающегося или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а учащийся выбирает. 10].
Приведем пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е. В. Лебедевым, аспирантом ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:
самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),.
профессиональная ориентация, обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),.
самообучение, самореализация.
Внешняя оценка включает следующие группы критериев:
оценка качества оформления портфолио, оценка структуры портфолио, оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.
Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.