Введение.
Окказиональное словотворчество в детской англоязычной литературе
Окказионализмы характеризуют совершенно особый аспект изучения языка — творческий, индивидуальный, эстетический: они реализуют индивидуальную творческую компетенцию говорящего, будь то поэт, ребенок или обычный человек. Они ориентированы не на правила, общие для всех носителей языка, но на способности индивидуума использовать возможности, заложенные в системе языка. Окказионализмы показывают… Читать ещё >
Введение. Окказиональное словотворчество в детской англоязычной литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слову как единице языка посвящена огромная литература, которая все продолжает пополняться. Притом по мере увеличения объема этой литературы расширяется круг все новых проблем, имеющих отношение к слову. Эта неистощимость лингвистической проблематики слова объясняется его особым положением в системе языка — положением главной, центральной его единицы, причастной ко всем его уровням. Так, изучению общих проблем окказионализмов посвящены многочисленные исследования таких ученых-языковедов, как Е. А. Земская, В. В. Лопатин, Л. Г. Лыков, Н. М. Шанский, В. И. Заботкина, С. Ж. Нухов, М. С. Ретунская и др.
Однако при таком изобилии научных работ интерес к изучению окказиональной лексики не ослабевает, а, наоборот, день ото дня растет. Это обусловлено тем, что в исследованиях этого вопроса нельзя поставить точку, потому что появление окказионализмов — непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и изучения. Иногда этот процесс замедляется, иногда ускоряется, но никогда не прекращается. Постоянно возникающие новые окказиональные единицы нуждаются в разностороннем описании. Данная тема относится к разряду всегда открытых для дальнейших исследований [17, с.5].
Окказионализмы характеризуют совершенно особый аспект изучения языка — творческий, индивидуальный, эстетический: они реализуют индивидуальную творческую компетенцию говорящего, будь то поэт, ребенок или обычный человек. Они ориентированы не на правила, общие для всех носителей языка, но на способности индивидуума использовать возможности, заложенные в системе языка. Окказионализмы показывают, на что способен язык при порождении новых слов, каковы его творческие потенции, глубинные силы [10, с.180].
Очевидно, что неологизм, как и окказионализм и потенциальное слово, представляют собой новое слово, инновацию, созданную по необходимости, только одни относятся к фактам языка (неологизм), а другие (окказионализм и потенциальное слово) — к фактам речи. До тех пор пока данная единица функционирует на уровне речи, она остается окказиональной. Вначале человек, создающий новое слово, стремится к индивидуализации и оригинальности, затем слово проходит несколько стадий: специализацию (принятие в обществе) и лексикализацию (закрепление в языке).
Важным отличительным признаком нового слова являются непосредственно условия его порождения — речетворчества. Характерными чертами реализации нового слова являются: социальная потребность, время появления (временной фактор), наличие творца, прикрепленность к контексту, наличие языковой модели и коммуникативная ценность. Следует отметить, что именно благодаря изменениям язык может оставаться вечно живым и функциональным, люди образно переосмысливают свой опыт, реализуя происходящие изменения и стремясь к новизне в форме выражения, т. е. замене ставших привычными слов [1, с.4].
Различные преобразования в обществе оказывают огромное воздействие на язык, особенно на его словарный запас. Лексический состав языка находится в постоянном, непрерывном движении. Трудно переоценить роль окказиональных образований в обогащении словаря. Во все времена окказиональное словопроизводство является интенсивным процессом в языке. Но в настоящее время окказиональные новшества просто затопляют язык. Этот «окказиональный взрыв» требует пристального внимания, всестороннего осмысления, что весьма существенно и для изучения нашего языка, и для истории нашей культуры.
Огромный интерес «словомейкеров» к созданию окказионализмов можно объяснить рядом причин. Н. Г. Бабенко указывает следующие:
- — необходимость точно выразить мысль (ресурса узуальных слов для этого может быть недостаточно);
- — стремление автора кратко выразить мысль (в таком случае новообразование позволяет заменить словосочетание и даже целое предложение);
- — потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
Объектом изучения данной работы стали лексические окказионализмы, извлеченные из языка художественных произведений Дж.К. Роулинг `Harry Potter and the Philosopher’s Stone' и `Harry Potter and the Chamber of Secrets'. А Алиса?
Предметом исследования является словообразовательная характеристика окказиональных слов английского языка.
Цель работы — комплексный анализ окказиональных образований в структурно-семантическом и деривационном аспектах. Эта цель предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:
- · дать характеристику окказиональным образованиям;
- · установить признаки окказиональных слов;
- · выявить отношение окказионализма к неологизму и потенциальному слову;
- · установить словообразовательные типы окказионализмов;
- · рассмотреть стандартные и нестандартные способы образования окказионализмов;
Для реализации этих целей и задач в работе используются разнообразные методы и приемы лингвистического исследования, в частности, описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный, анализ литературы, статистическая обработка материала.