Особенности сетевых имён пользователей в Интернет
Значения и формы личных сетевых имен определяются кругом их практического применения и понимания той среды, в которой общаются носители. Никнеймы, выполняя функцию самоназывания, представлены лексемами, которые, претерпевая определенные сдвиги на всех уровнях языка, испытывают преобразование языкового знака и приобретают некий символизм. Особенность проведенного ассоциативного эксперимента… Читать ещё >
Особенности сетевых имён пользователей в Интернет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Единичность и определенность номинации никнеймов проявляется в том, что они являются результатом самономинации: носители виртуальных имен являются их авторами. Семантические особенности никнеймов определяются конкретными признаками, которые выделяются самим коммуникантом, исходя из собственных убеждений. Функциональная особенность никнеймов, заключающаяся в самонаименовании, позволяет отграничивать их от прозвищного лексикона, хотя и те, и другие характеризуют и индивидуализируют объект (лицо) по определенному, чаще всего, оценочному признаку и обладают свойством открытого ряда, т. е. неисчерпаемостью материала для их образования. По своей характеристике вымышленного имени, заменяющего настоящее имя и придуманного его носителем, никнейм может быть отнесен к псевдонимам, но с определенной оговоркой. Основное их сходство базируется на признаках индивидуальной принадлежности, самоназывания, самоидентификации, мотивированности, ограниченности сферы употребления. Отличие состоит в большей эксплицитности прагматического компонента, обусловленной сферой использования в сети Интернет как особого вида коммуникативного пространства. Сравнительный анализ сетевых имен со смежными явлениями в номинации — окказионализмами и неологизмами выявил ряд общих признаков: необщепринятость, яркость и изобразительность, экспрессивность (БеСтИя, MaPиН4иk, про100ОЛЯ, Эстоночка). Окказиональный характер никнейма проявляется в том, что он существует в том контексте, где появился, и сохраняет связь с автором имени, т. е. является продуктом его творчества. Итак, сопоставление пограничных единиц номинации позволило выдвинуть на первый план ряд признаков, характеризующих никнеймы как особую разновидность антропонимов, функционирующих в ограниченной среде виртуального коммуникативного пространства: индивидуальная принадлежность, самоназывание, самоидентификация, мотивированность.
В работе для решения задач исследования был выбран уровневый принцип классификации, включающий фонетический, структурно-графический, словообразовательный, лексико-семантический, стилистический, функциональный анализ, который позволяет увидеть комплексную картину формирования и употребления никнеймов. Рассмотрение фонетических, структурно-графических и орфографических особенностей ников позволило установить следующее:
- а) преобладает группа однословных никнеймов (Малыш, Муха);
- б) широко используется в графическом облике ников латиница вместо кириллицы, смешение английских и русских слов, их частей, свободное соединение кириллицы с латиницей, связанное с распространением английского языка в мире как языка науки, техники и Интернет-технологий (romashkabelaya, Podakonnik, gla3ku_karue);
- в) с целью привлечения внимания в никах часто применяются графические символы, наблюдается намеренное пренебрежение действующими орфографическими нормами русского языка (эрратив), например, aleskarmamedov (имя и фамилия написаны без пробела), Ли$ёнок, «.:Naden'ka:.» ;
- г) большинство никнеймов благозвучны (Татьяна, Истинная_Леди);
- д) средняя длина ника — три слога, как и в большинстве слов русского языка (Дашечка, Ангелок).
Грамматические особенности никнеймов состоят в преобладании имен существительных. Имена прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, именные словосочетания, а также звукоподражательные слова, сочетания «частица + существительное» представлены в значительно меньшем количестве. Каждая часть речи, представленная в никнеймах, имеет свою систему словообразовательных средств — совокупность словообразовательных моделей. Процентное соотношение словообразовательных типов наглядно демонстрирует Диаграмма 1.
Диаграмма 1 Количественное соотношение словообразовательных моделей (по способам их образования) Как видно из диаграммы, самая продуктивная группа никнеймов — суффиксальные именные образования (самые регулярные и продуктивные словообразовательные единицы: -к- (80%), -ик- (18%), -er-/-or (2%). В основном это имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, обычно с оттенком положительной оценки (Мышка, Киска). Кроме этого используются сочетания с оценочными прилагательными (Сочная Ленка). Уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков префиксальный способ словообразования (Неангел). Можно встретить и такие словообразовательные модели: сращение, сложение, аббревиация, например, hotstuff (от англ. hot+stuff? хороший игрок, распутница), Dron’n’bass (от англ. Dron and bass — Андрей и бас). Среди безаффиксных образований преобладают усеченные формы: mashavasilyeva (Маша Васильева), Oksi (Оксана), greg (Григорий).
Анализ словообразовательных моделей показал не только традиционные способы (суффиксальный, безаффиксальный, префиксальный) создания виртуального имени вебличности, но и творческий подход к изобретению новых слов. Основной чертой Интернет-коммуникации является свобода индивидуального словотворчества. К креативному словообразованию (чаще с установкой на языковую игру), прибегают с целью привлечь к себе внимание новых собеседников. Креативные сетевые имена таким образом приобретают оригинальность, шутливость, яркость, запоминаемость. Разговорную, просторечную окраску словообразовательным формам никнеймов придает многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки эмоционально-экспрессивной оценки и подчеркнуть функционально-стилевую особенность никнейма как языковой единицы.
В основу тематической классификации никнеймов информация получена путем опроса самих носителей сетевых имен. Тематическая классификация никнеймов показала, что преобладают ники-пренонимы, среди которых распространены: полная форма, сокращенная форма, уменьшительно-ласкательная форма, трансформированные имена. Другими наиболее частотными группами являются ники, выраженные именами нарицательными, шуточные ники, ники-зоонимы, ники-геронимы, ники-титлонимы, ники-френонимы, ники-эйдонимы, ники-мифонимы, ники-аллонимы. Количественная характеристика тематических разновидностей никнеймов представлена в Таблице 1.
Таблица 1 Тематические группы никнеймов.
№. | Название группы. | Количество (%). |
Имена собственные. | 50,1. | |
1. | Ники-пренонимы (личные имена). | 38,6. |
2. | Ники-геронимы (имена персонажей). | 5,0. |
3. | Ники-аллонимы (реальные фамилии). | 3,1. |
4. | Ники-паронимы (измененные фамилии). | 1,0. |
5. | Ники, образованные от названий марок автомобилей. | 0,6. |
6. | Ники-геонимы (от географических названий). | 0,6. |
7. | Ники-патронимы (отчества). | 0,5. |
8. | Ники-инициалы. | 0,5. |
9. | Ники-гидронимы (названия водных объектов). | 0,2. |
Имена нарицательные различных тематических групп. | 48,7. | |
1. | Шуточные ники. | 7,3. |
2. | Ники-зоонимы (именования животных). | 6,7. |
3. | Ники-титлонимы (род занятий, звание и т. д.). | 4,9. |
4. | Ники-френонимы (черты характера и т. п.). | 4,9. |
5. | Ники-эйдонимы (наружность человека). | 4,5. |
6. | Ники-мифонимы (мифологические имена). | 4,3. |
7. | Ники-этнонимы (нац. принадлежность). | 3,7. |
8. | Ники-фитонимы (наименования растений). | 3,2. |
9. | Ники-физионимы (явления природы). | 2,4. |
10. | Ники-хроматонимы (наименования красок). | 1,9. |
11. | Ники-орнитонимы (названия птиц). | 0,9. |
12. | Ники-названия различных продуктов. | 0,8. |
13. | Ники-энтомонимы (названия насекомых). | 0,6. |
14. | Ники-отвлеченные понятия. | 0,5. |
15. | Ники-вещества. | 0,4. |
16. | Ники-фразы. | 0,4. |
17. | Ники-научные понятия. | 0,3. |
18. | Случайный набор букв, цифр | 0,3. |
19. | Ники-звукоподражания. | 0,2. |
20. | Ники-латинизмы. | 0,2. |
21. | Ники-ихтионимы (названия рыб). | 0,2. |
22. | Ники, образованные от названий одежды. | 0,1. |
Все остальные. | 1,2. |
По типу номинативности большинство никнеймов употреблены в переносном значении. По типу мотивированности значения ники можно разделить на мотивированные и немотивированные для реципиента (для носителя ника они являются мотивированными). В ряде случаев вызывает затруднение принадлежность никнеймов к той или иной группе в силу их многозначности и отсутствия информации от их носителей о причинах выбора никнеймов. Большинство никнеймов носят эмоционально-экспрессивный характер. С точки зрения происхождения встречаются русские слова и заимствованные из английского, французского, латинского, немецкого и других языков. Стилевой закрепленности слова способствует его тематическая отнесенность (в том числе связь с научным языком, официально-деловой, разговорной, просторечной лексикой) [4, 5, 7].
Значения и формы личных сетевых имен определяются кругом их практического применения и понимания той среды, в которой общаются носители. Никнеймы, выполняя функцию самоназывания, представлены лексемами, которые, претерпевая определенные сдвиги на всех уровнях языка, испытывают преобразование языкового знака и приобретают некий символизм. Особенность проведенного ассоциативного эксперимента заключается в том, что он основан на первичном восприятии стимула-никнейма. Раскрытие глубинного уровня возможно в процессе последующего общения, однако специфика виртуальной среды вносит свои ограничения: отсутствие реального контакта не позволяет объективно идентифицировать собеседника. Один и тот же языковой знак — виртуальное имя соотносим с концептом «Я».