Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Зачины как «общие места» (loci communes) русских былин

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из этапов обучения эпическому искусству является усвоение «общих мест». После окончания обучения сказитель либо исполняет заученные произведения без изменения («школа» «передатчиков»), либо оставляет основной остов произведения («школа» «переоформителей»), либо импровизирует заученный текст («школа» импровизаторов). Для представителей «школы» «передатчиков» характерен определенный набор… Читать ещё >

Зачины как «общие места» (loci communes) русских былин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зачины как «общие места» (loci communes) русских былин.

Зачин является важной частью текста народного героического эпоса. Роль, которую он играет в эпических произведениях, можно назвать одной из главных.

Многие исследователи русского эпоса обращали внимание на зачин в рамках своих работ. Среди них многие известные фольклористы: В.Я. Пропп[1], А.М. Астахова[2], В.И. Чичеров[3], Б.Н. Путилов[4], П.Д. Ухов[5] и многие другие.

Зачин — начало эпического произведения.

Основной целью зачина является развертывание былинного сюжета, эпический певец при помощи него подготавливает слушателя к основному повествованию. Зачин порой не имеет прямой связи с дальнейшим повествованием, в этом случае его целью является привлечение внимания слушателя, создание определенной атмосферы и подготовка самого певца к исполнению эпического произведения. По содержанию зачины можно разделить на три группы: географические, хронологические и сюжетные.

Географические зачины указывают на место происходящих событий:

зачин эпос сюжетный На тыхъ горахъ высокшхъ, На той на Святой Горы, Былъ богатырь чюдныи, Что ль во весь же мiръ онъ дивныи, Во весь же мірь былъ дивныи.

(П. Л. Калинин «Святогор»)[6: 6].

Во стольномъ городе во Кіеве.

У ласковаго князя у Владиміра.

Были званы брацы гости приходящіи.

На почестный пиръ.

(П. Прохоров «Михайло Потык») [6: 190].

Второй пример является одним из самых распространенных «общих мест» под названием «пир», может присутствовать не только в зачине, но и в других местах былинного повествования, таких как развитие действия, развязка.

Также «пир» является самым распространенным среди географических зачинов, являясь универсальным блоком «общих мест».

Хронологические зачины связаны со временем происходящего, эпический певец расставляет временные рамки происходящих событий, порой умещая в несколько строк довольно большие временные промежутки:

Былъ-то Добрынюшка при времени,.

Онъ-то у стольнаго у Владиміра.

Былъ онъ три года да во стольникахъ, И потомъ-то ведь Добрынюшка проштрафился По наговору да по богатырскому.

(А. В. Сарафанов «Добрыня и Алеша») [6: 604].

Молодой Василій Буслаевичъ, Да во млады лето былъ восемнадцать летъ, Заводилъ онъ почестенъ пиръ ;

Изобрать себе дружина хоробая.

(И. М. Лядков «Василий Буслаевич»)[6: 1184].

Как видим, во втором примере присутствует сочетание географического и хронологического зачинов.

Такое сочетание не редкость и во многом зависит от развития событий сюжета былины.

Сюжетные зачины — особый вид «общих мест»; они непосредственно связаны с сюжетом былин и напрямую участвуют в развитии повествования эпических произведений, выявить такие зачины можно лишь с помощью анализа нескольких одинаковых сюжетов разных исполнителей былин:

Как Владымiръ князъ да стольнё-кіевской Порозгневался на стараго казака Илью Муромца, Засадилъ его во погребъ во холодный Да на три-то году поры времени.

(Т. Г. Рябинин «Илья Муромец и Калин царь») [6: 445].

Ай во стольноёмъ во городи во Кіеви.

Ай у ласкова у князя у Владиміра.

А начинался заводился да почестной пиръ, А на многія князи да на бояра.

А не зоветъ онъ ведъ собе да во по-честной пиръ, А сильніих могучіих богатырей.

А приходитъ-то Ильюша да не званый онъ.

А приказалъ-то ведъ Владимір князъ да стольж-кіевской Засадить его туда да во глубокъ погрёбъ, А поморить его смертью голодною.

(И. Фепонов «Илья Муромец и Калин царь») [6: 304].

Как видно, во втором примере присутствуют два вида зачина: географический и сюжетный; такой прием часто используется сказителямиимпровизаторами, но в большинстве случаев исходный зачин остается, он становится частью импровизированного начала былины.

Типы зачинов имеют разные художественные функции: хронологические зачины используют как поэтический способ датировки событий, географические концентрируют эпическое пространство, а сюжетные как «общее место» отражают темы, сюжеты и героев былин.

Нельзя не обратить внимание на сходства и различия зачинов у представителей разных эпических «школ». Знаменитый сказитель Трофим Григорьевич Рябинин относился к «школе» «переоформителей», то есть запоминал былину в процессе обучения, целиком и исполнял без искажений. Иван Фепонов относился к «школе» «импровизаторов». Оба сказителя обучались эпическому искусству у одного учителя, поэтому можно сделать вывод, что пример зачина в исполнении Рябинина является исходным от репертуара общего учителя. Фепонов, изменив зачин, все же оставил часть мотива исходного варианта.

Одним из этапов обучения эпическому искусству является усвоение «общих мест». После окончания обучения сказитель либо исполняет заученные произведения без изменения («школа» «передатчиков»), либо оставляет основной остов произведения («школа» «переоформителей»), либо импровизирует заученный текст («школа» импровизаторов) [7]. Для представителей «школы» «передатчиков» характерен определенный набор «общих мест», объем которого зависит от мастерства, таланта и памяти отдельного сказителя. Уверенно можно сказать, что чем выше эпическое мастерство, тем шире выбор «общих мест» — это относится, как показывает наш текстологический анализ, к представителям всех канонических «школ». Но «передатчики» не могут сами увеличивать объем «общих мест», так как они по правилам своей эпической «школы» не могли изменять структуру исполняемого былинного текста. Представители «школы» «переоформителей» тоже ограничены в определенных рамках, так как большинство «общих мест» как раз и составляют тот самый общий остов. Может сложиться впечатление, что представители «школы» импровизаторов имели самый большой запас «общих мест», в том числе и зачинов, но это не так. Большинство «импровизаторов» располагало довольно скудным запасом сюжетов: от одной до пяти былин (до одной тысячи стихотворных строк). Соответственно, как бы они ни импровизировали, превзойти представителей других школ они не могли по простой причине: чем больше сказитель знал сюжетов, тем обширнее был запас «общих мест».

Рассмотрим зачины представителей двух разных школ: Т. Г. Рябинина — «переоформитель», и двух представителей «школы» «импровизаторов» — К. И. Романова и И. Фепонова. Следует отметить, что все три эпических певца перенимали репертуар (полностью или частично) у знаменитого былинного мастера Заонежья — Ильи Елустафьева (передатчик былин, знаток более ста сюжетов).

Т. Г. Рябинин. Зачин:

Жилъ Святославъ девяносто летъ,.

Жилъ Святославъ да преставился.

Осталость отъ него чадо милое.

Молодой Вольга Святославговичъ.

Сталъ Вольгаростетъ матеретъ,.

Похотелося Вольги да много мудростей:

Щукой рыбою ходить Вольги во сингнихъ моряхъ, Птицей соколомъ летать Вольги подъ оболоки, Волкомъ и рыскать во чистыхъ поляхъ.

Уходили-то вси рыбушки во глубоки моря, Улетали вси птички за оболоки,.

Убегали вси звери за темны леса.

Сталъ Вольга ростетъ матеретъ,.

И собиралъ соби дружинушку хоробрую, Тридцать молодцев безъ единого, Самъ еще Вольга во трицятыихъ.

(«Вольга и Микула») [6: 435].

К. И. Романов. Зачин:

Закатилось красное солнышко.

За лесушки за темныя, за моря за широкія, Розсаждалися звезды частыя по светлу небу:

Порождался Вольга сударь Буслаевичъ На святой Руси.

И росъ Вольга Буслаевич до пяти годковъ, Пошолъ Вольга Буслаевич по сырой земли;

Мать сыра земля сколыбалася,.

Звери в лесахъ розбежалися, Птицы по подоблачью розлеталися,.

И рыбы по синю морю розметалися.

И пошолъ Вольга сударь Буслаевичъ.

Обучаться всякихъ хитростей мудростей, Всякихъ языковъ онъ разныих;

Задался Вольга сударь Буслаевичъ на семъ годъ, А прожилъ двенадцать летъ,.

Обучался хитростямъ мудростямъ, Всяких языков разныихъ.

Собиралъ дружину себе добрую,.

Добрую дружину, хоробую, И дридцать богатырей безъ единаго, Самъ становился тридцатыим.

(«Вольга») [6: 551].

И. Фепонов. Зачин:

Ай во стольноём во городи во Кіеви Ай народился младъ Вольга Всеславьевич;

Ай рыбы-ты сбежали во глубоки станы, Ай птици-ты слетели во темны леса, Ай звери-ты сбежали за Туги горы.

Ай возросъ тутъ молодой Вольга да сынъ Всеславьевич, Подбираетъ ведь дружину сорокъ тысячей.

(«Вольга и Микула») [6: 296].

У всех сказителей зачины разные по структуре, но при подробном рассмотрении заметно сходство между зачинами Рябинина и Романова. Объем былин у каждого сказителя разный: у Рябинина 181 строка, у Романова 206 строк, у Фепонова 82 строки. Процентное соотношение объема «общего места» (зачина) к объему соответствующего текста составляет: у Рябинина 8,8%, у Романова 10,6%, у Фепонова 8,5%. Импровизация текста былины происходит в пределах исконного текста, который содержит в себе определенный набор «общих мест». Также видны различия в самой структуре построения зачина в разных эпических «школах».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что зачины в русском героическом эпосе играют важную роль в эпическом контексте. Зачины — универсальное «общее место» для эпического певца русского героического эпоса.

Примечания

  • 1. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958. 604 с.
  • 2. Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966. 280 с.
  • 3. Чичеров В. И. Школы сказителей Заонежья. М., 1982. 200 с.
  • 4. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. М., 1997. 296 с.
  • 5. Ухов П. Д. Атрибуции русских былин. М., 1970. 152 с.
  • 6. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. СПб., 1873. 1336 с.
  • 7. Лозовой И. В. Русская эпическая традиция: общие места (loci communes) // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2010. № 4 (70). С. 22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой