Драматургия «абсурда» и творчество Г.Пинтера и Н.Симпсона
Главные действующие лица «Оглушительного бренчанья» — муж и жена Парадоки. Это имя — «вывеска» (что также идет от английских классиков). Пьеса — обличение пустоты, скуки, ограниченности мещанского бытия, той «жизни предместья», которую Симпсон назвал «субтопией», сделав мещанский пригород предметом насмешки. Абсурдные ситуации, сменяющие одна другую, имеют в своей основе вполне определенные… Читать ещё >
Драматургия «абсурда» и творчество Г.Пинтера и Н.Симпсона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Драма абсурда — термин, обозначающий совокупность явлений авангардистской драматургии и театра 50−60-х гг. 20 века. Мировоззренческая платформа абсурда базируется на философии экзистенциализма и отражает кризис мышления. Представления о действительности как абсурдной, т. е. лишенной внутреннего смысла, связей причинности. Абсолютной реальностью оказывается «ничто», смерть, сводящая к нулевому знаменателю все ценности жизни.
Драма находится в тесной связи с понятием — условность. Драматическая условность — прием, используемый в пьесе как нечто подменяющее реальность, который публика принимает в качестве чего-то реального.
Театр абсурда — тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950;х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США. Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние Ф. Кафки и Ф. М. Достоевского. О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер «Лысой певицы» и «В ожидании Годо» Эжена Ионеско. В Великобритании Х. Пинтер и Н. Ф. Симпсон убедительно передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом характерно для поздней драмы абсурда. Общественный протест английских «абсурдистов» вылился в протест против крайней отчужденности людей в буржуазном обществе. В силу этого протеста создатели английской «драматургии абсурда» влились в театр «новой волны».
Гарольд Пинтер (1930— 2008) — английский драматург, поэт, режиссёр, актёр; лауреат Нобелевской премии. Театроведы пытаются заключить творчество Пинтера в те или иные эстетические рамки: «драма ожидания», «комедия угрозы», «пинтеровская пауза». Но Пинтер с трудом поддается классификации.
Первая пьеса Пинтера «Комната» была поставлена в I960 году. Характерная особенность ранних пьес Пинтера— подчеркнутое внимание к сложности жизни. Поступки людей и их мотивы объяснить нелегко. В пьесах Пинтера нет сюжета. Человек предстает беспомощным перед окружающим миром. Пьесы говорят об одиночестве людей, об отсутствии у них общего языка. Драматург показывает, насколько враждебно общество человеческому братству, но не видит других отношений на земле. Роль языка: речь — бессмыслица. Люди перестали воспринимать друг друга, поэтому как бы в полусне произносят слова и фразы, понятные им одним и не имеющие никакого смысла.
Лучшей из пьес Пинтера считается «Сторож» (1959). Сюжета она не имеет и рисует страницу быта, правда, необычную. В «Стороже» доказывается неспособность людей понять друг друга, изображается глухая стена, отделяющая одного человека от другого. Действующие лица говорят о чем угодно, кроме того, что их волнует (Дэвис жалуется на погоду и обувь и все собирается за ботинками и документами, но никуда не уходит).
Ни у кого из трех персонажей пьесы нет смысла существования. Каждый из них по-своему неустроен в жизни.
Приемы драматургии Пинтера:
- 1) построение лаконичного диалога с паузами, передающего внутреннюю разноголосицу.
- 2) бессюжетность пьес с малым числом действующих лиц.
- 3) некоторые общие философские посылки обоих драматургов. Оба подчеркивают абсурдность мира, оба говорят о его непознаваемости.
Норман Симпсон (род. в 1919 г.). Основной мотив пьес — громкое отрицание, провозглашение нелепости того бытия, которое принимается за нормальное. В пьесах Симпсона есть всегда «рациональное зерно». Если образы его пьес и обнажают бессмыслицу мира, то те же пьесы не убивают общественное начало, не заменяют разум животным инстинктом. В них не обыгрывается (как у Беккета) мотив смерти как доказательство бессмысленности жизни, а идут поиски конструктивного начала.
Первая пьеса «Оглушительное бренчанье» (1957) принесла известность. За ней в том же году последовала философская басня для театра «Дыра». В 1959 году поставлена третья пьеса Симпсона «Однобокий маятник».
Главные действующие лица «Оглушительного бренчанья» — муж и жена Парадоки. Это имя — «вывеска» (что также идет от английских классиков). Пьеса — обличение пустоты, скуки, ограниченности мещанского бытия, той «жизни предместья», которую Симпсон назвал «субтопией», сделав мещанский пригород предметом насмешки. Абсурдные ситуации, сменяющие одна другую, имеют в своей основе вполне определенные явления, которые вывертываются наизнанку и высмеиваются. Смешные ситуации в парадоксальной форме передают абсурдность «обыденных» вещей и отношений. Отрицание в пьесах Симпсона дается ради изменения существующего. Привычные явления ежедневного существования «остраняются» и через это высмеиваются (обмен мебели становится смешным, превращаясь в обмен слона на змею).
Пьесы Симпсона оказались популярными потому, что драматург опирался в них на национальную традицию обыгрывания комизма несовместимых представлений. Источник смеха в комедиях Симпсона — это алогизм, заключенный в строгой логике.