Определение понятий (Пространство, Время, Хронотоп, Архитектоника)
Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная… Читать ещё >
Определение понятий (Пространство, Время, Хронотоп, Архитектоника) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство.
Художественное время — форма бытия эстетической действительности, особый способ познания мира.
Основные признаки времени в литературном произведении:
- 1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.
- 2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.
- 3. Представления о движении и неподвижности.
- 4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
А.А. Потебня, подчеркивая, что искусство слова динамично, показал безграничные возможности организации художественного времени в тексте. Текст рассматривался им как диалектическое единство двух композиционно-речевых форм: описания («изображение черт, одновременно существующих в пространстве») и повествования («Повествование превращает ряд одновременных признаков в ряд последовательных восприятий, в изображение движения взора и мысли от предмета к предмету»). А. А. Потебня разграничил время реальное и время художественное; рассмотрев соотношение этих категорий в произведениях фольклора, он отметил историческую изменчивость художественного времени.
Время в художественном произведении — длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанные на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи.
Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т. п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (см., например, роман Е. Замятина «Мы»).
Образы художественного времени:
Биографическое время (детство, юность, зрелость, старость) Историческое время (характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества) Космическое (представление о вечности и вселенской истории) Календарное (Смена времен года, будней и праздников) Суточное (день, ночь, утро, вечер) В литературном произведении участвуют три субъекта — автор-творец, герой, читатель-реципиент, поэтому время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом: реальное время создания (эпоха, дата, непосредственно длительность процесса), время функционирования произведения искусства слова как материального объекта среди других объектов реальной действительности (книга, рукопись, выдолбленная на камне надпись, берестяная грамота и под.), время его восприятия (Б.В.Томашевский-время повествования) читателем (Ю.М.Лотман-расшифровка семиотических кодов, текст как «смысловой генератор»).
Художественное время в тексте выступает как диалектическое единство конечного и бесконечного. В бесконечном потоке времени выделяется одно событие или их цепь, начало и конец их обычно фиксируются. Финал же произведения — сигнал того, что временной отрезок, представленный читателю, завершился, но время длится и за его пределами. Преобразуется в художественном тексте и такое свойство произведений реального времени, как упорядоченность. Это может быть связано с субъективным определением точки отсчета или меры времени Художественное время опирается на определенную систему языковых средств. Это прежде всего система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставления, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, падежные формы со значением времени, хронологические пометы, синтаксические конструкции, которые создают определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических героев, номинации исторических событий.
Анализ художественного времени включает следующие основные моменты:
- 1) определение особенностей художественного времени в рассматриваемом произведении:
- — одномерность или многомерность;
- — обратимость или необратимость;
- — линейность или нарушение временной последовательности;
- 2) выделение в темпоральной структуре текста временных планов (плоскостей), представленных в произведении, и рассмотрение их взаимодействия;
- 3) определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;
- 4) выявление сигналов, выделяющих эти формы времени;
- 5) рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;
- 6) определение соотношения времени исторического и бытового, биографического и исторического;
- 7) установление связи художественного времени и пространства.
Художественный текст также пространствен, то есть элементы текста обладают определенной пространственной конфигурацией.
В своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран (в романе путешествий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами; быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке).
Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Последнее свойство художественного пространства особенно важно для литературы и фольклора. Дело в том, что пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает среду для движения, и оно само меняется, движется. Это движение (в движении соединяется пространство и время)' может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с известным сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями.
Основные признаки пространства в литературном произведении:
- 1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.
- 2. Воспринимается читателем ассоциативно.
Пространство (конкретное/условное; сжатое/объемное; замкнутое/открытое; земное/космическое; реально видимое/воображаемое) Выделяют следующие виды художественного пространства: абстрактное (всеобщее, всемирное — пьесы Шекспира) и конкретное (с указанием конкретных географических, топографических реалий — «Горе от ума» А.С. Грибоедова); закрытое (дом — дом Турбиных в романе «Белая гвардия» М. Булгакова), открытое (степь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), пограничное (образы «порога», «окна», «двери» — в произведениях устного народного творчества); природно-географическое (описание естественноприродных географических реалий — пустыни, моря, гор — поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова) и пространство цивилизации (описание города, деревни и т. д. — Петербург в романах Ф.М. Достоевского); пространство психологическое (замкнутое, ограниченное рамками внутреннего мира героя — психологическое пространство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни — социальное пространство Павла Власова в романе М. Горького «Мать»); фантастическое (сны героев, волшебный мир, созданный автором — «Приключения Гулливера» Д. Свифта).
Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем.
Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах:
- 1) две одновременные ситуации изображаются в произведении как пространственно раздвинутые, соположенные (см., например, «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, «Белую гвардию» М. Булгакова);
- 2) пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или Iповествователя) является одновременно и его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть как статичной, так и подвижной (динамичной): …Вот и совсем выбрались на волю, переехали мост, поднялись к шлагбауму — и глянула в глаза каменная, пустынная дорога, смутно белеющая и убегающая и бесконечную даль… (И.А. Бунин. Суходол);
- 3) временному смещению соответствует обычно пространственное смещение (так, переход к настоящему повествователя в «Жизни Арсеньева» И. А. Бунина сопровождается резким смещением пространственной позиции: Целая жизнь прошла с тех пор. Россия, Орел, весна… И вот, Франция, Юг, средиземные зимние дни. Мы… уже давно в чужой стране);
- 4) убыстрение времени сопровождается сжатием пространства (см., например, романы Ф.М. Достоевского);
- 5) напротив, замедление времени может сопровождаться расширением пространства, отсюда, например, детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и пр.;
- 6) течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем"[220]. Так, в повести А. М. Горького «Детство», в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне дядья разделились… а дед купил себе большой интересный дом на Полевой; Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице;
- 7) одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и пространственные характеристики, см., например: …обещались писать, никогда не писали, все оборвалось навсегда, началась Россия, ссылки, вода к утру замерзала в ведре, дети росли здоровые, пароход по Енисею бежал ярким июньским днем, и потом был Питер, квартира на Лиговке, толпы людей во дворе Таврического, потом фронт был три года, вагоны, митинги, пайки хлеба, Москва, «Альпийская Коза», потом Гнездниковский, голод, театры, работа в книжной экспедиции… (Ю.Трифонов. Был летний полдень).
Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе определяет термин Михаила Михайловича Бахтина — Хронотоп.
Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира, у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М. Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое поле для дальнейших исследований.
Сам термин архитектоника признается не всеми специалистами, многие, если не большинство, считают, что речь идет просто о разных гранях значения термина композиция. В то же время некоторые весьма авторитетные ученые (скажем, М. М. Бахтин) не только признавали корректность такого термина, но и настаивали на том, что композиция и архитектоника имеют разные значения.
Понятие архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.
пространственный временной архитектоника повесть.