Требования Белинского к детским писателям
Но пока он еще дитя, дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты, полноты бытия, этого полного жизнею чистотой младенческой радости, источник, который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью. Чем обычно отличаются повести для детей? — дурно склеенным рассказом, пересыпанным нравственными сентенциями. Цель таких повестей — обманывать… Читать ещё >
Требования Белинского к детским писателям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«…Нужно родиться, а не сделаться детским писателем. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений. Да, много, много нужно условий для образования детского писателя: тут нужна душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить все в одушевленных, радужных образах. Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей, особенностей, оттенков детского возраста. Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека.
… Живая, поэтическая фантазия есть необходимое условие, в числе других необходимых условий, для образования писателя для детей: через нее и по средством ее должен он действовать на детей. В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности. Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы. И посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что это показывает? — потребность бесконечного, начало чувства поэзии, которые находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном, отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок. Чтобы говорить образами, надо если не быть поэтом, то, по крайней мере, быть рассказчиком и иметь фантазию живую, резвую, радужную. Чтобы говорить образами с детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком, не в прошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным. Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором, и даже игрою, приняв в ней участие: дети, со своей стороны, встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью, как на своих друзей. Про такого человека у нас, на Руси, говорят: это детский праздник. Вот таких — то «детских праздников» нужно и для детской литературы. Да — много, очень много условий ! Такие писатели, подобно поэтам, родятся, а не делаются".
Белинский подвергает уничтожающей критике «фальшь и риторику», современной ему реакционной дворянской литературы, построенные по «единому типу», книги, пересыпанные нравственными, разжевывающими моральные истины нравоучениями, которые должны естественно и органически вытекать из «дела», выявляться в.
«художественной жизни образов», представляться не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни, движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства.
«…Чем обычно отличаются повести для детей? — дурно склеенным рассказом, пересыпанным нравственными сентенциями. Цель таких повестей — обманывать детей, искажая действительность.
… Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и, прочтя, перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества.
Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений. Дитя веселое, доброе, живое, резвое, жадное до впечатлений, страстное к рассказам, не чувствительное, а чувствующее.
… Но пока он еще дитя, дадим ему вполне насладиться первобытным раем непосредственной теплоты, полноты бытия, этого полного жизнею чистотой младенческой радости, источник, который есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и действительностью.
… Итак, если вы хотите писать для детей, не забывайте, что они не могут мыслить, но могут только рассуждать, или, лучше сказать, резонерствовать, а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни, любви, благодати; оно делает их молоденькими старичками … Чувство внутреннего, духовного созерцания истины — есть дар природы, результат счастливой организации, и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской литературы.
… Книги, которые пишутся для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон …