Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматике
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: Информационные технологии — это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационные технологии обучения — это все технологии, использующие специальные… Читать ещё >
Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: Информационные технологии — это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационные технологии обучения — это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т. д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены, и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
Информационные и коммуникационные технологии — это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» .
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование информационных компьютерных технологий открывается для учителя новые возможности в преподавании.
Использование средств информационных компьютерных технологий при обучении иностранному языку способствует реализации известных дидактических принципов: сознательность обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегии учения; прочность достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи; доступность и посильность реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала; активность обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых, организацией их самостоятельной учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.
Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:
- 1) они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
- 2) обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
- 3) повышать сознательность и интерес к изучению языка;
- 4) обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
- 5) обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Перед учителем встают новые задачи:
- · создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса;
- · стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
- · использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- · оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- · поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
- 1. Учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
- 2. Программы-тренажеры для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал учащимися уже усвоен.
- 3. Контролирующие программы для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
- 4. Демонстрационные программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картинки, фотографии, видеофрагменты).
- 5. Информационно-справочные материалы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
- 6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных программ. ражения ученика.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет:
- · повышать и стимулировать интерес учащихся;
- · активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;
- · индивидуализировать обучение;
- · повысить скорость изложения и усвоения информации;
- · вести экстренную коррекцию знаний.
Использование передовых информационных технологий даёт возможность более эффективно осуществлять контроль над качеством знаний. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:
- · экономия времени на проверку работы учащихся;
- · снимается психологическая зависимость от учителя, «доброго» или «строгого»
- · ученик начинает более объективно оценивать себя.
С появлением новых компьютеров появилась возможность использовать интерактивные формы обучения и контроля на уроках. Внедрение компьютерной техники в образовательный процесс развивает личность, формирует познавательную активность, творческий потенциал. Компьютер на уроке — это не дань моде, а средство обучения.