Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Гласные звуки. 
Техника речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной. Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору… Читать ещё >

Гласные звуки. Техника речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

И — Е, И — Э, И — Э;

Э — А, Э — А, Э — А;

А — О, А — О, А — О.

У — Ы, У — Ы, У — Ы;

О — У, О — У, О — У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:

И — Э — А — О — У — Ы Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И — Э — А — ОУ — Ы Под ударением второй звук и т. д.

Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю

Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И-ЙИ, Э-Е, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Согласные звуки

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],.

[Л], [М], [Н], [Р].

Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.

При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:

[П], [Ф], [К], [Т],.

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Звуки [Ц], [Ч], [Щ] - сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [Ч] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ» ;

звук [Щ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ» .

Звуки [С] и [З] - свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] - шипящие.

Пример упражнений на согласные звуки.

Звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий.

Чередовать: П, Б (несколько раз).

ПИ — ПЭ — ПА — ПО — ПУ — ПЫ.

БИ — БЭ — БА — БО — БУ — БЫ.

ПЕ — ПЯ — ПЕ — ПО.

БЕ — БЯ — БЕ — БО.

ПИББ — ПЭББ — ПАББ — ПОББ — ПУББ — ПЫББ.

БИПП — БЭПП — БАПП — БОПП — БУПП — БЫПП.

ПИББИ — ПЭББЭ — ПАББА — ПОББО — ПУББУ — ПЫББЫ.

БИППИ — БЭППЭ — БАППА — БОППО — БУППУ — БЫППЫ.

Можно составлять различные варианты упражнений, чередуя глухой и звонкий звук со всеми гласными.

Отрабатывая произношение отдельных звуков, следует проверять правильность положения частей речевого аппарата.

Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Тренировать эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЁ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЁ, ДЮ, ДИ.

Структура артикуляционного упражнения может быть следующей:

ТИДДИ — ТЕДДЕ — ТЯДДЯ ;

ТЁДДЁ — ТЮДДЮ — ТИДДИ.

ТИ — ДИ — ДИ — ТТИ, ТЕ — ДЕ — ДЕ — ТТЕ, ТЯ — ДЯ — ДЯ — ТТЯ.

ТЕ — ДЕ — ДЕ — ТТЕ, ТЮ — ДЮ — ДЮ — ТТЮ.

Чтобы закрепить произношение каждого звука, придумайте слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, пользуйтесь пословицами и поговорками.

Например:

И — Знали, кого били, потому и победили;

Е — Кто сеет да веет, тот не обеднеет;

О — Красно поле пшеном, а речь умом;

УЮ — Чужим умом умен не будешь, Сам себя губит, кто людей не любит;

АЯ — Голова без ума, что фонарь без огня, Ошибайся, да сознавайся;

И — П — Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат, шел через пруд — уцепился за прут, упал Ипат — пропали пять лопат.

Ы — Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками.

Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Поэтому работа над скороговоркой — средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.

При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и смазанности.

Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

" Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой" .

" Протокол про протокол протоколом запротоколировали" .

" Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои" .

В учебной литературе Вы найдете текстовой материал для самостоятельных занятий дикцией, ряд скороговорок, текстов, упражнений, которыми нужно заниматься систематически, постепенно усложняя их.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой