Соотношение «языка» и «речи»
Речь материальна, она воспринимается чувствами — слухом, зрением и даже осязанием, например тексты для слепых. Язык — это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи. Но язык, в отличие от речи, не дан нам в непосредственном восприятии. «Языком можно владеть и о языке можно думать… Читать ещё >
Соотношение «языка» и «речи» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В какой зависимости находятся «язык» и «речь»? «Язык» и «речь» — это одно и тоже? Чтобы ответить на этот вопросы, сравним две точки зрения на данные категории: лингвистической и философской.
Лингвистика всегда пользовалась термином «язык» , и лишь с начала XX в. появляется понятие «речь». Язык и речь образуют в совокупности единое явление, и в то же время между ними есть принципиальные различия.
Поставим перед собой вопрос: что такое «речь» ?
" Речь" - это конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, это все, что говорится и пишется: разговор между знакомыми, выступление на митинге, речь адвоката, научное сочинение, стихотворение, повесть, доклад и т. д.
Но речь невозможна без языка. Например, иностранная речь будет восприниматься как непонятный сплошной гул, в котором трудно различить слова, предложения, если мы не знаем языка. Речь строится по законам языка, производится языком, представляет собой его воплощение, реализацию. Как писал Л. Л. Вержбовский.
" Язык одновременно и орудие и продукт речи". Иначе говоря, язык творит речь и в то же время сам творится в речи.
Мы читаем текст, слышим речь. Наблюдая, анализируя звучащую и письменную речь, мы постигаем структуру языка как «механизма», порождающего речь. Например, чтобы «открыть» такую часть речи, как существительное, лингвистам надо было проанализировать громадный речевой материал. И тогда обнаружилось, что есть слова, имеющие значение предметности и обладающие определенными грамматическими признаками, то есть ведущие себя в речи одинаково.
Но язык, в отличие от речи, не дан нам в непосредственном восприятии. «Языком можно владеть и о языке можно думать» , — писал известный лингвист А. А. Реформатский, — «но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова» (4, с. 65).
В самом деле, можно услышать или произнести слово, предложение, целый текст, но «потрогать» существительное или глагол невозможно. Это абстрактные понятия, которые извлекаются из речи, примерно как железо из руды.
Итак, речь материальна, она воспринимается чувствами, А как считают мыслители о соотношение «языка» и «речи» ?
С точки зрения философиии, опираясь на материал Козловой М. С., «язык» — это не до конца понятый видовой признак человека, который с одной стороны, отражает, с другой — фиксирует определенный взгляд на мир. Речь — это реализация языка, процесс говорения и результат этого процесса.
Речь материальна, она воспринимается чувствами — слухом, зрением и даже осязанием, например тексты для слепых. Язык — это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи.
Есть и другие различительные признаки языка и речи. В отличие от языка речь индивидуальна и конкретна.
Например, строки: «Мой дядя — самых честных правил…» , — принадлежат А. С. Пушкину.
Язык же, в отличие от речи, коллективен, принципиально безличностен, он принадлежит всем (если перефразировать А. Пушкина): и академику, и герою, и мореплавателю, и плотнику.
Один и тот же русский язык рождает литературные шедевры и канцелярскую речь, стихи и прозу, путевые записки и доклады, судебную речь и научную.
Речь не только конкретна и индивидуальна, но и бесконечна.
Например: даже крупнейшие библиотеки не могут вместить в себя все написанное — книги, журналы, газеты, архивы, рукописи, дневники. А если включить сюда и звучащую речь, то поистине необозримым, неисчерпаемым окажется океан, вселенная речи.
Речь подвижна, динамична, язык стабилен. Именно стабильность языка обеспечивает его преемственность от поколения к поколению. Язык меняется, развивается, но гораздо медленнее, чем речь. И в этом залог его устойчивости, сохранности в веках.
Изменения же языка заложены и начинаются в речи. Имея индивидуальный характер, речь допускает импровизацию, отклонения от языковых норм. Сначала речевые новшества вызывают удивление, даже протесты, но затем некоторые из них, все шире распространяясь, становятся достоянием всего языкового коллектива, переходят в язык.
Сравнивая две точки зрения, мы делаем вывод, что язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления людей и является важнейшим средством человеческого общения. Кроме того, язык является и средством познания, позволяя людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.