Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Образ Григория Александровича Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабрьской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная…» (Герцен, VII, 209−11). Печорин… Читать ещё >

Образ Григория Александровича Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабрьской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная…» (Герцен, VII, 209−11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя нашего времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?» «Герой нашего времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова? Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось? Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: «…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…» Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…» Но нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным калекой». В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли». Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и «злой гений» и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: «…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих. В минуту грусти Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных». И в самом деле, было ли у Печорина «назначение высокое»? Родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов «лишних» людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. С точки зрения антропонимики именование главного героя вызывает значительный интерес, так как все три компонента именования являются значимыми и играют существенную роль в раскрытие его образа. Большинство исследователей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» довольно подробно анализировали именно фамилию героя Печорин. Эта фамилия образована от названия реки Печора по русской модели фамилий на — ин и семантически связана с литературным предшественником Печорина — Онегиным. Первым эту близость отметил ещё В. Г. Белинский в своей статье «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова": «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Гораздо меньше обращений в критической литературе к имени и отчеству героя. Отчество «Александрович» (от Александр (от греч. alexeo +andros), что значит мужественный защитник, храбрец) отражает такие черты характера Печорина, как решительность, напористость, активность, стремление к власти, стремление всегда и во всём быть первым, т. е. победителем. Для создания художественного образа главного героя романа М. Ю. Лермонтов обратился и к реальной этимологии имени, и к народной. Значение имени Григорий (от древнегреческого слова «Gregorio», означающего: бодрствующий, неспящий; бодрствовать, бодрый) как нельзя лучше подходит герою, так как Печорин — человек действия. Он живёт по лермотовскому принципу: «Как жизнь скучна, когда боренья нет». Герой постоянно находится в поиске какого-либо дела, он активен, хотя его деяния чаще всего приносят несчастья окружающим. Но и народная этимология этого имени играет существенную роль в создании образа главного героя. Его имя подчёркивает несчастную, трагическую судьбу. Имя Григорий ассоциируется с русской народной пословицей: «Горе, горе, что муж Григорий, хоть бы болван, да Иван». В имени Григорий присутствует корень слова горе. Если обратить внимание на обстоятельства жизни Печорина, то становится ясным, что это человек «горе мыкает»: он трагически одинок и несчастен, при этом приносит много горя окружающим: «И стой поры сколько уж раз я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления».

Именование главного героя романа Лермонтова тщательно организовано с точки зрения фонетической. Каждый звук обладает различным тембром и высотой. Очень интересными являются выводы французского учёного Пьера Руже. Он считает, что каждое имя связано с определённой энергией. Соответственно, есть имена более «сильные», а есть те, которые можно отнести к «слабым». Когда идёт речь о гармоничном сочетании имени, отчества и фамилии, можно взять на вооружение такую точку зрения, согласно которой в этих трёх составляющих должно быть как можно больше общих звуков, особенно важно совпадение как можно большего количества согласных. Такой принцип организации именования мы видим и в именовании Григорий Александрович Печорин. Все три компонента именования объединены сочетанием ор-ро, а также буквой ч, что придаёт благородное звучание данному именованию, по экспрессивной окраске оно отражает активный, решительный характер героя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой