Образ женщины в творчестве В. Вулф
Описание патриархального общества в романе как бы символизирует социальные роли мужчины и женщины. Мужской мир отмечен эгоизмом, жестокостью, преобладанием интеллекта над чувствами. С другой стороны женский мир описывается на основе фантазии, интуиции и вечного компромисса. Миссис Рэмзи достаточно обычная женщина среди патриархального общества. Однако она не так глупа, как думает о ней ее супруг… Читать ещё >
Образ женщины в творчестве В. Вулф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование женского образа в романах «To the Lighthouse» и «Mrs.Dalloway» В. Вулф.
Когда говорят о женщинах Вулф, в первую очередь вспоминаются борцы за справедливость, жертвы общественных устоев, одним словом вспоминаются женщины-феминистки.
Феминизм можно приблизительно определить как движение, которое стремилось к укреплению качества жизни мужского общества, посредством господства над женщинами. Это движение требовало рассмотрения женщин как автономных субъектов, а не пассивных объектов. До середины XIX века женщины считались слабыми интеллектуально и физически. Согласно подобной концепции общество разделилось на два мира: частный и общественный. Частный мир подразумевал то, что женщина должна принадлежать дому. Они не имеют права работать и получать образование, только домашние хлопоты и забота о внешности. Воспитание их ограничивалось слабостью характера и покорностью. Долгое время женщины соответствовали этой роли, боясь восстать из-за страха, стыда, неприятия со стороны общества. Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920;1930 г. г. Утрата и поиск героя. — M., 2006. — С. 156.
Вирджиния Вулф призывала женщин к глубокому исследованию своей психики, для того чтобы пересмотреть позицию женщины как женщины для мужского мира.
Что касается писательской деятельности, то здесь Вирджиния Вулф была уверена, что не существует режима мужского или женского письма.
Формирование героинь феминисток в творчестве Вирджинии Вулф происходило непосредственно с влиянием ее собственной судьбы на творчество писательницы. Восхищение женщинами усиливалось наряду с ростом неприязни к доминированию мужчин. Писательница как бы морально объединилась со своей сестрой, Ванессой, против угнетательств. На основе этой взаимосвязи, Вулф осознает необходимость женской дружбы, которая легла в основу борьбы против патриархата.
Но для того, чтобы убить «гения домашнего очага» и возродить художника, женщина должна была, как считала В. Вулф, создать свою собственную самобытность, делиться своим опытом и поощрять женщин-писательниц. Эта идея лежит в основе известного романа Вирджинии Вулф «Mrs. Dalloway». Вулф описывает последствия патриархального общества для жизни английских женщин. Она изображает одиночество и разочарование в жизни женщин, которые были сформированы на основе моральных, идеологических и повседневных факторов. Действие романа ограничивается одним днем. Это история о независимой женщине, которая отчаянно хочет любить и быть любимой. Но, решая между браком и свободой, главная героиня выбирает второе. Такой выбор объясняется как результат агрессивной социальной структуры, где женщин презирали и не уважали, где мужчины были диктаторами. Таким диктатором изображается Питер, который считает, что он имеет право диктовать главной героине, Клариссе, как она должна жить и что она должна делать. Кларисса считает, что если даст согласие на брак, то она лишится свободы, потому что Питер все равно подчинит ее, заставит жить по его правилам. Чувствуя эту угрозу, Кларисса выходит замуж за Ричарда: «For in marriage a little license, a little independence there must be between people living together day in day out in the same house; which Richard gave her, and she him (where was he this morning, for instance? Some committee, she never asked what.) But with Peter everything had to be shared, everything gone into» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 127.
Кларисса опасается близости с Питером и не желает делиться с ним своими опасениями и переживаниями. Он привлекает и пугает ее одновременно. Но Питер все равно владеет ее мыслями. Он необычный, не вписывается в стандартное общество. Он умеет видеть лицемерие, и презирает его. Еще в молодости Питер стремился стать гениальным поэтом. Его всегда волновали проблемы мира: «It was the state of the world that interested him; Wagner, Pope’s poetry, people’s characters eternally, and the defects of her own soul» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 129. .
С другой стороны Кларисса была самой обычной девушкой, без каких либо талантов: «Not that she thought herself clever, or much out of the ordinary… She knew nothing; no language, no history; she scarcely read a book now … Her only gift was knowing people almost by instinct, she thought, walking on» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 134.
В обществе Кларисса не поддерживала ту или иную сторону. Она всегда старалась объединять людей. Героиня компенсирует свою потребность в тепле, через любовь и заботу к окружающим. Но все равно ей не хватает глубины чувств и понимания, близкие ей люди не замечают ее страданий. Кларисса необычна, она не замечает разницы между политиком и продавцом. Именно поэтому Питер зол на нее, и считает что она «cared for rank and society» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 140. Он видит в Клариссе лицемерие и нестабильность общества. Он часто ругал ее и старался задеть. Это доводило Клариссу до слез: «The perfect hostess he called her (she had cried over it in her bedroom), she had the makings of the perfect hostess, he said».
И как результат, — конец отношений: «Tell me the truth, tell me the truth,' he kept on saying… And when she said,' It’s no use. It’s no use. This is the end… it was as if she had hit him in the face» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 143.
Рассматривая брак Клариссы и Ричарда, необходимо отметить, что Вирджиния Вулф хотела показать, что брак не является гарантией счастливых отношений и взаимопонимания между супругами: «So she would still find herself arguing… still making out that she had been rightand she had toonot to marry him… …she was convinced; though she had borne about her for years like an arrow sticking in her heart the grief, the anguish» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 155. .
Образу Клариссы не хватает экспансивности и щедрости. Кларисса не может требовать сочувствия к себе и в то же время не может дать мужу романтики и страсти, которые обычно присущи браку. Кларисса прячется на чердаке от домашней суеты и от своих «официальных» обязанностей.
Таким образом, Кларисса смягчает свое одиночество за счет социальной, общественной жизни и простых сплетен. Ей пришлось признать, что в семье разделение между мужем и женой. Ричард занят политикой больше чем супругой, сама Кларисса испытывает разочарование. Можно сказать, что этот брак не идеален: «Clarissa mocks her husband’s attempt at taking a hot water bottle. And if she raised her head she could just hear the click of the handle released as gently as possible by Richard, who slipped upstairs in his socks and then, as often as not, dropped his hot-water bottle and swore! How she laughed!» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 133. .
Вирджиния Вулф призывала исключить все, что имело значение для мужчин: конкуренцию и господство. Писательница настаивала на важности женской дружбы, на полную свободу в их отношениях. В романе «Mrs. Dalloway» Вирджиния Вулф писала: «It was a sudden revelation, a tinge like a blush which one tried to check and then, as it spread, one yielded to its expansion, and rushed to the farthest verge and there quivered and felt the world come closer, swollen with some astonishing significance, some pressure of rapture, which spilt its thin skin and gushed and poured with an extra-ordinary alleviation over the cracks and sores. Then, for that moment, she had seen an illumination; a match burning in a crocus; an inner meaning almost expressed» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 142.
Даже в юности Кларисса нуждалась в женском обществе: «She couldn’t resist sometimes yielding to be charm of a woman, not a girl, of a woman confessing, as to her they often did, some scrape, some folly. And whether it was pity, or their beauty, or that she was older, or some accidentlike a faint scent, or a violin next door (so strange is the power of sounds at certain moments), she did undoubtedly then feel what men felt. Only for a moment; but it was enough» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 144. .
В романе кроме образа главной героини, также раскрывается интересный образ — мисс Килман. Эта женщина враждует с целым миром сразу. Чтобы не мстить всем, кто ее окружает, мисс Килман ищет утешение в церкви. Религия для нее это выбор в результате отчаяния. Мисс Килман — женщина идеи, она не зла, но достаточно жестока по отношению к Клариссе. Унижая ее, мисс Килман пытается унизить весь жестокий мир, который не хочет ничего знать о ее страданиях и нищете. Она ненавидит Клариссу, так как считает ее продуктом патриархального общества, жертвой которого была сама мисс Килман.
Жестокое отношение к Клариссе выражается в следующих строках романа: «If she could have felt her it would have eased her. But it was not the body, it was the soul and its mockery that she wished to subdue; make feel her mastery. If only she could make her weep, could ruin her; humiliate her; bring her to knees crying» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 159. .
Подобные мысли заставляют ее подавлять свою женственность: одеваться как мужчина, вести себя жестоко.
Вирджиния Вулф в романе, как бы демонстрирует образ женщины-феминистки с разных сторон. Образ нетрадиционной женщины изображается через характер Элизабет Деллоуэй. У Элизабет есть амбиции, она хочет построить карьеру и стать профессионалом. Она планирует стать врачом, фермером, или даже пойти в Парламент. Но поддержки со стороны семьи у Элизабет нет. Кларисса боится за нее, она просто шокирована поведением дочери. Элизабет вынуждена выбирать между тривиальным миром матери и миром, где доминируют мужчины и с которым, необходимо постоянно воевать. Именно этот выбор и определяет задатки новой женщины, социально равной мужскому образу. Возможно, Кларисса в глубине души поддерживает образ «новой женщины», но она слишком завязла в своем привычном скучном мире. Вспоминая о прошлом, героиня чувствует стыд, ощущает болезненную отстраненность жизни: «Somehow it was her disaster-her disgrace. It was her punishment to see sink and disappear here a man, there a woman, in this profound darkness, and she forced to stand here in her evening dress. She had schemed; she had pilfered. She was never wholly admirable. Odd, incredible; she had never been so happy. Nothing could be slow enough; nothing lasts too long» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. — С. 162. .
В другом своем романе «To the Lighthouse» («На Маяк»), В. Вулф более глубоко рассматривает композицию патриархального общества, и, соответственно более глубоко анализирует образ женщины.
Роман «На Маяк» не окончен. После его прочтения осталось стойкое ощущение незаконченности, словно из книги кто-то вырвал последнюю страницу.
И снова в центре повествования — женщина, — миссис Рэмзи. У нее рой мыслей и целый ворох вопросов. Гениальный муж, который не способен решать проблемы, стоящие за рамками философии, а потому все они сваливаются на ее плечи. Мир главной героини сформирован обществом того времени. Она — путеводная звезда в жизни всех кто ее окружает. Нет того, кого бы она не затронула собой, кому бы не передала частичку себя. Миссис Рэмзи, Как истинная женщина, строила свой дом, свой очаг, не ограничивая его рамками мужа и детей. Все кто окружал ее, были вместе, она как Арнадна соединяла жизни и выводила в свет, открывала им новые горизонты. Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920;1930 г. г. Утрата и поиск героя. — M., 2006. — С. 171.
Все действия мисси Рэмзи — ненавязчивы и прекрасны, никто не чувствовал себя связанным по ногам и рукам. Образ миссис Рэмзи — символичен. Символ той эпохи, того времени, где происходило деление на два мира. Где женщины все отдавали, а мужчины все брали, брали, брали.
Описание патриархального общества в романе как бы символизирует социальные роли мужчины и женщины. Мужской мир отмечен эгоизмом, жестокостью, преобладанием интеллекта над чувствами. С другой стороны женский мир описывается на основе фантазии, интуиции и вечного компромисса. Миссис Рэмзи достаточно обычная женщина среди патриархального общества. Однако она не так глупа, как думает о ней ее супруг. Миссис Рэмзи могла бы быть более интеллектуально развитой, но у нее не было времени на чтение книг. Мистер Рэмзи считает, что глупость жены компенсируется ее красотой. Мнение миссис Рэмзи по поводу внешности описывается в следующих строках: «Beauty was not every thing. Beauty had this penalty — it came too readily, came too completely. It stilled lifefroze it. One forgot the little agitations; the flesh, the pallor, some sight or shadow, which made the face unrecognizable … It, was simpler to smooth that all out under the cover of beauty» Woolf V. To the Lighthouse, Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 89.
Итак, миссис Рэмзи терпелива, послушна, ответственна. Все ее действия — ненавязчивы и прекрасны. Но образ этой женщины не свободен, героиня пленница того образа жизни, который был предоставлен ей обществом того времени.