Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Конфликт и характер в поэме К. Рахманова «Легенда о пустыне»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре внимания произведения каракалпакского поэта Кенесбая Рахманова «Легенда о пустыне» актуальная задача 70-х годов XX века освоение целинных земель в Элликалинском массиве: орошение, озеленение и создание садов (оазиса). В поэме созданы яркие образы прославленных героев своей эпохи и раскрываются их психологические стороны. Описания жизненной правды в поэме не всегда носят субъективный… Читать ещё >

Конфликт и характер в поэме К. Рахманова «Легенда о пустыне» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфликт и характер в поэме К. Рахманова «Легенда о пустыне»

Очертания духовного мира поэта явно проявляются в его произведениях. Поэтому при определении значимости любого лирического произведения это нужно учитывать. Ведь насколько богат духовный мир поэта, настолько его произведения будут богаты внутренней динамической силой. Известный критик русской литературы В. Г. Белинский, уделяя особое внимание тому, что направления в художественной литературе определяют сильные духом поэты, говорил: «не бедный духовный мир, а лишь богатый духовный мир достоин исследования». Рассматривая с этой точки зрения каракалпакскую литературу ХХ века, можем сказать, что в ее истории яркий след оставил несомненно талантливый поэт Кенесбай Рахманов, а его лирика это вечные произведения, которые могут выдержать все жесткие требования художественной литературы.

Произведения К. Рахманова отличаются тем, что показывают душевный драматизм людей. Это основное своеобразие, являющееся характерным признаком произведений поэта, можно наблюдать и в его поэмах. рахманов поэма целина эпический Изучение конфликта в художественном произведении представляет большой интерес для специалистов. Исследование этого вопроса в поэме К. Рахманова «Легенда о пустыне» показывает, что все конфликтные действия в поэме отражают дух своего времени. Если в каракалпакской литературе 30−40-х годов XX века конфликты в поэмах носят характер классовой борьбы, т. е. отражают социальный конфликт, то в поэмах 60−70-х годов наблюдаются конфликты в личной психологии лирического героя. Это ведёт к отступлению от традиции изображения образа героя как представителя коллектива в сторону отражения личностной концепции.

В центре внимания произведения каракалпакского поэта Кенесбая Рахманова «Легенда о пустыне» актуальная задача 70-х годов XX века освоение целинных земель в Элликалинском массиве: орошение, озеленение и создание садов (оазиса). В поэме созданы яркие образы прославленных героев своей эпохи и раскрываются их психологические стороны. Описания жизненной правды в поэме не всегда носят субъективный характер, но порой события разворачиваются в свободном стиле и имеют объективный характер. Образ лирического героя духовно близок автору, и он является носителем прогрессивных идей своего времени, представителем позиции широких масс. В связи с этим мышление и взгляды лирического героя во многом совпадают и соответствуют мышлению широких слоёв народа. Это качество демонстрирует типичность лирического героя. Однако лирический герой иногда уступает место эпическому. Личность героя в лиро-эпической поэме раскрывается на фоне различных меняющихся событий и условий, а также противопоставлении характеров. Принципы описания жизненной правды в поэме «Легенда о пустыне» позволяют отнести произведение к жанру лиро-эпической поэмы. В прологе приводится письмо служащего в армии солдата Батыра своей возлюбленной Рахиме. Здесь возникает вопрос: каково поэтическое значение письма в произведении? В идейном содержании письма мы видим, во-первых, результаты борьбы человека с пустыней, созданные руками человека сады в пустыне, и на этом фоне появляется лирический образ характера. Во-вторых, мы видим жизненный путь одного из первых поселенцев Элликалы, выдающейся личности Нурмана-ата. Читатели поэмы знакомятся с героем, покорившим пустыню.

В этом году полон сил Нурман-ата и прямо в цель он бьет своей мечтой, Если он в «Еллике» большая чинара, Схожи мы лишь с веточкой одной" .

Монолог лирического героя в первой и второй части поэмы знакомит нас с картиной пустыни и капризами природы. Здесь на первом плане выступает позиция лирического героя в призыве к доблестному труду, в стремлении вдохнуть жизнь в испещрённую многими веками и засохшую под жестоким, знойным, палящим солнцем землю. Лирический герой обращается к своим современникам 70-х годов ХХ века: «Друг, где твои доблестные дела?». И это обращение будит в его сердце стремление к отважному труду и вместе с ним ведёт читателя в объятия пустыни послушать ее монолог:

Я Пустыня!

К человечеству не равнодушная.

Измеряют ширину мою простодушные.

С незапамятных времен нетронутая и девственная я, Я Пустыня, Я Пустыня.

Я Пустыня, Пустыня Я!

Подготовленная конфликтом база для формирования характера была создана в результате отношения человека к пустыне. Начало конфликта мы наблюдаем в описании заседания третьего и шестого отделов, проводимого в райцентре, и, в частности, в диалоге руководителей. Здесь противопоставляются такие чувства, как надежда, с одной стороны, и сомнения в наступлении на пустыню, с другой.

Конфликтные коллизии в поэме развиваются многоступенчато. Первая ступень это бригада Нурмана и другие бригады. Если Нурман уверен в возможности освоить пустыню под пахотные земли, то другие люди сомневаются в победе людей над пустыней. Во второй ступени Нурман перед наступлением на пустыню описываются его воспоминания о прошлой жизни: участие во Второй мировой войне, боевое прошлое, когда его жизнь находилась между жизнью и смертью. Третья ступень это борьба Нурмана с пустыней. Герой с пятью джигитами вступает в эту борьбу и своим неутомимым трудом он привлекает к себе внимание других. Вместе с ними осваивают пустыню и другие дехкане, они орошают и готовят землю под посев хлопчатника. В апреле начинается первый посев. Но Нурман, оросив водой землю, не торопится сеять, а продолжает полив. Этот эпизод зарождает в душе читателя сомнения и ведёт к дальнейшему развитию конфликта в произведении. У многих читателей не вызывают восторга действия Нурмана, они начинают сомневаться в правильности и результатах его деятельности, но Нурман продолжает идти по выбранному пути. В результате многолетний опыт и разумный подход к делу приносят положительный результат: поздно посаженный в хорошо пропитанную водой землю хлопчатник развивается и даёт богатый урожай, и наоборот, посаженный другими дехканами ранней весной в спешке хлопчатник начинает засыхать из-за недостатка влаги. Решение конфликта в двадцатой части поэмы отражается в победе человека над пустыней. Опять вовсю Нурмана имя звенит, Вестники новость домчали лихие.

В газетах и на радио звучит, и Батыр, и Сабыр, и другие.

Главный конфликт в поэме происходит в результате спора между человеком и пустыней. Этот конфликт создаёт ядро поэмы и собирает вокруг себя других персонажей, толкает к поиску его решения и способствует всестороннему раскрытию характеров героев поэмы. На основе противопоставления образов персонажей автор ярче раскрывает характеры героев. Например, чтобы глубже раскрыть образ Батыра и показать его положительные стороны, в противоположность ему вводится образ Сабыра. Характер Сабыра чужд народу и нетипичен для него. Он человек непостоянный, не способный доводить дело до конца, а старающийся добиться успеха и славы лёгким путём. Поэтому он нигде долго не задерживается, любую работу выполняет спустя рукава. Образ Сабыра представляет полную противоположность характеру Батыра. Характерные особенности образа мышления и речи героев отражают их бытовые условия и способствуют раскрытию идейного содержания поэмы. В поэме наряду с сюжетной линией наступления на пустыню описывается любовь Батыра и Рахимы. Картина любви придаёт поэме особый фон, так как лирические отступления, описание любви молодых героев и их духовных переживаний помогают создать их яркие образы. Глубину конфликта подчёркивает зародившееся в душе Батыра внутреннее противоборство, его робость в признании любви к Рахиме.

Таким образом, любовь Батыра и Рахимы находится в органической связи с общественными социальными задачами, актуальными для того времени. Их любовь, зародившаяся еще в школьные годы, а также то, что они после освоения целины и превращения её в город-сад трудятся там же рука об руку, также являются важной составляющей «Легенды о пустыне». Тема любви в поэме фокусирует на себе внимание читателя и отражает значительные социальные проблемы.

В заключение можно сделать вывод о том, что суть поэмы «Легенда о целине» это конфликт, возникший в отношениях между человеком и пустыней. Значительное место в поэме занимают внутренние переживания героев, психологические моменты и лирические монологи. Характеры многих героев в поэме созданы на основе психологического конфликта.

  • 1. Белинский, В. Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. С. 373.
  • 2. Рахимжонов, Н. Узбек адабиётида поэма. Тошкент: Фан, 1986. Б. 57.
  • 3. Рахманов, К. Эмир, сен уллысац / пер. А. Ажиева. Некис: Каракалпакстан, 1981.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой