Введение.
Анализ литературного произведения на примере романа "Мастер и Маргарита"
Наверное, каждый человек, прочитавший этот роман, не остался к нему равнодушным, каждый нашел в нем свой сокровенный смысл. Конечно же, данное произведение не оставило равнодушной и меня. События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляется Сатана и его свита. И в 1929 году Булгаков начал писать роман… Читать ещё >
Введение. Анализ литературного произведения на примере романа "Мастер и Маргарита" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Булгакову выпало жить и творить в необычайно суровое время. Однако самое страшное, что несла эпоха террора, — это духовное разложение личности, которое, по мнению писателя, могла приостановить только великая сила искусства, потому что творец подобен Богу: он Словом творит мир и человека в нем.
И в 1929 году Булгаков начал писать роман замысел коего возник у него в 1928 году, когда он был на Кавказе со своей женой и который принес ему посмертную мировую славу.
Первоначальный вариант (по собственному определению писателя — «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930 году после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Возобновил работу над романом М. Булгаков только в 1931 году. Тогда в черновых набросках уже фигурировали и Маргарита, и её безымянный спутник — Мастер, ну, а Воланд обзавёлся своей буйной свитой.
В 1934 году была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название Мастер и Маргарита. В это время Булгаков уже был смертельно болен. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.
В этом «закатном» романе с пронзительной проникновенностью показаны человеческие пороки, от которых проистекают неисчислимые беды и трагедии.
К сожалению, роман долго оставался в архиве Булгакова и был впервые опубликован только в 1966;1967 годах в журнале «Москва» .
События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляется Сатана и его свита.
Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Он появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников и предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом — трагический гротеск романа.
Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжёг в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Можно сказать, что мистика не только на страницах произведения, но и окутывает его целиком. Не важно сколько раз он был прочитан и не важно насколько внимательно, при каждом новом прочтении обязательно открывается что-то новое, что-то настолько интересное, что, кажется, упустить это было просто невозможно.
Наверное, каждый человек, прочитавший этот роман, не остался к нему равнодушным, каждый нашел в нем свой сокровенный смысл. Конечно же, данное произведение не оставило равнодушной и меня.
Кажется, каждый сможет найти в мастере и Маргарите тему, которая не оставит его равнодушным. Для любителей романтики — трогательная история мастера и Маргариты, для тех, кому нравится мистика — неугомонная свита Воланда, которая везде и всегда успеет нахулиганить, тут же христианские мотивы и философские размышления о жизни и смерти, и, конечно же, присутствует доля юмора. Не зря же этот роман называют мениппеей.