Введение.
Демонизм в литературе
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почетное место принадлежит Н. В. Гоголю (1809−1852). Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством. Актуальность исследования. Произведения Н. В. Гоголя рассматриваются с разных сторон и используя… Читать ещё >
Введение. Демонизм в литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почетное место принадлежит Н. В. Гоголю (1809−1852). Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством.
На мировоззрение Гоголя, несомненно, повлияло творчество немецких романтиков. Он подвергся влиянию Э.-Т.-А. Гофмана, Л. И. Тика. Из их произведений писатель почерпнул немало фантастических, мифологических, мистических и даже демонологических сюжетов. Однако нельзя говорить о том, что Гоголь слепо подражал им. Его раннее произведения оригинальны по своей сути, хотя и несут на себе отпечатки их творчества.
Мистические мотивы имеют широкое распространение в русской классической, а также современной литературе. Будучи гораздо древнее письменного слова, мотивы эти уходят своими корнями в фольклорные и мифологические системы славянских и других народов. Именно в творчестве Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к мистическим мотивам. Чтобы понять их сущность, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений.
Литература
о Гоголе, как известно, огромна и возрастает с каждым годом. Исследуется биография писателя (Ю.В.Манн [24]), его творческий путь (М.Б.Храпченко [33], Н. Л. Степанов [31]), влияние на других писателей (К.Машинский [25], В. А. Воропаев [11]) и на другие виды искусства и т. д.
Актуальность исследования. Произведения Н. В. Гоголя рассматриваются с разных сторон и используя различные критерии. Изучение демонической стороны его рассказов и повестей также не ново, поэтому мы систематизируем известную нам информацию, внося свои дополнения.
Научная новизна. В данной работе мистические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя мы исследуем с трех точек зрения:
- 1) фольклористской, то есть исследуем мифологические и фольклорные источники, использованные Н. В. Гоголем для создания произведений;
- 2) литературной, т. е., рассматриваем специфику мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов;
- 3) с точки зрения их места в повседневной реальности, которая тоже находит себе место в повестях Гоголя.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе являются сборники Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть») и «Миргород» («Вий»).
Целью исследования является рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н. В. Гоголя.
Задачи исследования:
- 1) Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н. В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;
- 2) Рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей;
- 3) Исследование причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания.
При написании работы нами были использованы следующие методы:
- — описательный метод — при описании фантастики и демонологии, как основных черт романтизма, особенности их изображения в мировой литературе и раннем творчестве Гоголя;
- — системный метод — при систематизации материала по данной теме;
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель и задачи, указываются методы исследования, практическая значимость. В первом разделе рассматриваются мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре, анализируются баллады В. Жуковского и сравниваются произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и И. Гёте «Фауст». Во втором разделе проводится сравнительно-сопоставительный анализ литературных образов произведений Н. В. Гоголя.
Заключение
содержит выводы исследования.
Список литературы
представлен 33 источниками.