Борис Константинович Зайцев (1881-1972)
Аграфена (1908) — о жизни простой русской бабы, вся ее жизнь уподоблена богослужению, жизнь — нечто священное. Рассказ — молитва за человеческую душу, Аграфена размышляет о смерти, вся ее жизнь — суровая, чуть заволокнутая слезой, но просиянная. Безбрежный океан любви к Богу, обоняемость, музыкальность рассказа. Симфония на тему о человеческой жизни, написанная так свободно, что похоже… Читать ещё >
Борис Константинович Зайцев (1881-1972) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Из дворянской семьи, Из Орла, воспитывался в Калужской губернии, творчество пронизано христианской верой, ранние произведения испытали влияния РКЛ (особенно Чехова). Ранние рассказы (1900 годы): Тихие зори, Миф, Деревня, Аграфена, Хлеб, люди и земля. Взаимодействие человеческого «я» и природы, интуитивное постижение религиозности мира, сжатость, фрагментарность, обилие пейзажей. Тихие зори: разнообразие цветовой палитры, гамм, дымчатость восприятия, звуковая организация приближена к поэтической речи.
Аграфена (1908) — о жизни простой русской бабы, вся ее жизнь уподоблена богослужению, жизнь — нечто священное. Рассказ — молитва за человеческую душу, Аграфена размышляет о смерти, вся ее жизнь — суровая, чуть заволокнутая слезой, но просиянная. Безбрежный океан любви к Богу, обоняемость, музыкальность рассказа. Симфония на тему о человеческой жизни, написанная так свободно, что похоже на импровизацию.
1910 годы: Сестра, Гость, Спокойствие, Изгнание. Продолжение чеховской линии, герои тонко чувствуют мир, но не могут справиться с тоской. Герои — созерцатели, фаталисты. Сестра: нам дано жить в тоске и скорби, но быть твердыми. Любовь ко всему живому, вера в лучшее, поэтизирует мягкость характеров.
Изгнание (1914) — благополучный молодой человек женится, жена устраивает его быт, она прагматик, у него всё хорошо, даже игра в революцию дарит ему новые ощущения. Они оказываются в Париже, он чувствует себя не в ладах с собой, он вечный странник. Евангелие — важная для него книга, если в нее уметь вчитываться. Он решает уйти, жена заводит любовника, дочь отдаляется, он возвращается в Россию, добровольно уходит в изгнание.
Голубая звезда (1918) — повесть, писалась до революции, итог его дореволюционной прозы. Воплощение мечты об утонченной душе, прикоснувшейся к божественной правде и в то же время осталась незапятнанной. Люди счастливый в земной ограниченности (Наталья Григорьевна): порядок, полезность. Мучающиеся — Анна Дмитриевна, несущие крест — Никодимов, текущие по жизни — Ретизанов. Машура — первая из центральных героинь, умеет сделать выбор. Главный герой выше их всех, ему дано познать жизнь (Христофоров): детские глаза, не реагирует на упреки, он созерцатель. Любовь к миру связана с голубой звездой Вегой, он обречен на одиночество, но всех любит одинаково. Машура для него воплощение живого начала, но он любит ее похристиански, любит земные радости, все воспринимают его как исключительного человека. Противопоставляет любви земной и звездную (отголосок вечной женственности Соловьева). В конце он чувствует всегдашнюю надежду и всегдашнюю безнадежность. Прикосновение к Прекрасному — соединение жизни земной и небесной, главное — духовная сила. Изображение реалий 1915;1917 годов: детальное изображение московских улиц, магазинов, Большого театра, Третьяковской галереи. Образ Христофорова получил дальнейшее развитие в «Странном путешествии» (1926).