Стилистические возможности словообразования
Пародисты создали цепочку из комических слов, отталкиваясь от выдуманных поэтом названий свояси и мояси. И создали индивидуальные неологизмы нс по правилам русского словообразования. Отсутствуют в русском языке и суффикс -аси {мояси от мой, твояси — от твой, трюкаси от трюк, Кирсаси от Кирсанов), и суффикс -усики {трюкусики от трюк). Прежде всего, уделим внимание образованию сложносокращенных… Читать ещё >
Стилистические возможности словообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
У словообразования большие стилистические возможности, однако важно помнить, что образование нового слова всегда воздействует на эмоции читателя или слушателя, поэтому заниматься словотворчеством нужно очень аккуратно, как применением специй в кулинарии.
Прежде всего, уделим внимание образованию сложносокращенных слов (аббревиатур). Со времени их массового образования и употребления в 1920;е гг. они являются предметом постоянного иронизирования со стороны писателей. Неустаревающими кажутся сатирические стихи Владимира Маяковского «Прозаседавшиеся».
Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели придти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил Губкооперативом".
Через час: пи секретаря, ни секретарши нет — голо!
Все до 22-х лет на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —.
«На заседании.
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома".
Но стилистическим потенциалом обладают и отдельные морфемы. Например, наряду с суффиксами, образующими нейтральные названия жителей какой-либо местности (-ян-е, —тяп-е, —чап-е: англичане, израильтяне, тамбовчане; -ич: тверич, москвич, пскович), предметов (-ин-а: рябина, смородина; водомоина, впадина) и т. д., существуют суффиксы, посредством которых образуются производные с выраженной стилистической окраской. В частности, к ним относятся суффиксы:
- — разговорного характера -еныш в названиях детенышей {гаденыш — звереныш), -//-л с собирательным значением {матросня, солдатня), -к-я с предметным значением (ш/- бличка, кругосветка);
- — книжного характерашл/ со значением абстрактных явлений (идеализм, кубизм, экспрессионизм), -ур-а со значением учебных подразделений {магистратура, адъюнктура, докторантура).
Некоторые словообразовательные типы в какой-то период становятся «модными», иногда — в пределах одного стиля. Так, в современном молодежном жаргоне стали популярны слова, образованные усечением производящей основы: компьютер — комп, клавиатура — клава, университет — универ.
Словообразование может использоваться и в юмористических целях. Так, поэт Семен Кирсанов столкнулся в детстве с выражениями отправился восвояси, убирайся восвояси и решил уразуметь, что такое «свояси».
«Что такое свояси?» — спрашивал я, сидя за партой в приготовительном классе. Есть «Свояси» — значит, есть и «Мояси» (Высокий раек).
Пародисты В. Гранов и М. Пустынин обыграли эту фразу по-своему:
— Что такое «трюкаси»? — спрашивал я, сидя в приготовительном классе.
Учитель ответил:
— «Трюкаси» — это пишут малые дети. Вырастут у тебя усики, — бросишь писать трюкусики.
И вот я уже не в подготовительном классе, у меня седые власи, а я еще играю в трюкаси.
Семен Кирсаси
Пародисты создали цепочку из комических слов, отталкиваясь от выдуманных поэтом названий свояси и мояси. И создали индивидуальные неологизмы нс по правилам русского словообразования. Отсутствуют в русском языке и суффикс -аси {мояси от мой, твояси — от твой, трюкаси от трюк, Кирсаси от Кирсанов), и суффикс -усики {трюкусики от трюк).