Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сказка «Гадкий утенок»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но, как и многие другие литературные сказки, она имеет черты других жанров. В сказке есть элементы мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становиться… Читать ещё >

Сказка «Гадкий утенок» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сказка «Гадкий утенок» впервые опубликована 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.

«Гадкий утенок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсона. андерсон сказка утенок Анализ сказки.

Сначала обрати внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно, является темой произведения.

В названии — оксюморон: гадкое и прекрасное относятся к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но, как и многие другие литературные сказки, она имеет черты других жанров. В сказке есть элементы мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становиться игрушкой неподвластных ему событий.

Тема «Гадкого утенка» распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и волокнами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремиться выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается — порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой схваткой.

Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающих. Утенок не был гадким, он был иным. Его мама, увидев его сказала: «И совсем не похож на других!».

В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:

«Пиф! Паф! — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака замертво упали в камыши; вода обагрилась их кровью. Пиф! Паф! — раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые засели даже в нависших над болотом ветвях деревьев. Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту бегали охотничьи собаки — шлеп! шлеп! Камыш и тростник так и качались из стороны в сторону. Бедный утенок был ни жив ни мертв от страха. Он хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг прямо перед ним очутилась охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она сунулась пастью к утенку, оскалила острые зубы и — шлеп! Шлеп! — побежала дальше…».

Так же сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:

«Это оттого, что я такой безобразный!» — подумал утенок, закрыл глаза и пустился дальше. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, пролежал он тут всю ночь".

«Не тронула, — подумал утенок и перевел дух. — Уж видно, такой я безобразный, что даже собаке противно укусить меня!».

«Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!».

Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяют на фоне других:

«Глаза б мои на тебя не глядели!».

Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения. Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:

«Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Лишь бы позволили жить в камышах да пить болотную воду, — о большем он и не мечтал».

Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинно, внутренней матери. Утка — мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнский инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.

Гадкого утёнка оценивают по его наружности и манерам. «Больно велик», «не удался», «несносный урод» — судят о нём. И ещё: «совсем рехнулся», всё делает не так. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку предстояло совершить три маленьких сказочных подвига — и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и на свой страх и риск пустился по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути. По дороге испытывается не только его характер, но и его способность наблюдать и сопоставлять. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят: в том, чтобы хорошо плавать, не упустить утиную головку и держать лапки врозь. На болоте говорят: в том, чтобы летать к барышням-гусыням. В избушке говорят: в том, чтобы нести яйца, мурлыкать, выгибать спинку и испускать искры. При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: «Вот какие дела идут на белом свете!»; «Мы и весь свет». И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Тогда он начинает возражать: «Вы меня не понимаете!» Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же высказать свою точку зрения — это и есть второй подвиг Гадкого утёнка. А третий — это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утёнок готов умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда — прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен — нелепы взгляды на мир.

Вот что важно: утёнок преобразится, как только будет увиден теми, кто по-настоящему красив. Только среди лебедей утёнок впервые увидит своё отражение. И посмотрит на себя по-другому: не глазами невзрачных уток, а глазами прекрасных лебедей. В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!».

Андерсен по-своему понимает закон сказочной справедливости. Он учит: судьба жестоко смеётся над себялюбцами. Пусть эгоисты считают, что на них сошёлся свет клином, — смерть-то об этом не знает. Они ещё любуются и гордятся собой, но смерть близко, и им от неё не спастись. В «Гадком утёнке» есть мораль явная и скрытая. Явная только лукаво обманывает читателя. Смысл сказки вовсе не в том, о чём сказано прямо: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» В скрытой морали — настоящий смысл сказки: когда ты что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда уже смерть не имеет над тобой полной власти. Андерсен хотел показать своей сказкой, что заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, скрытые порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью, в конце концов победят!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой