Общая характеристика творчества Горького
Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала «зрячего» разума и «слепых» инстинктов, гармонии и стихии. Природно-инстинктивное начало, воплощенное, например, в образе «сына орла» Ларры, ведет человека к плотским удовольствиям, к сугубо биологическому существованию: будучи… Читать ещё >
Общая характеристика творчества Горького (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество Горького в трактовке советского литературоведения было почти синонимом «литературного марксизма». Конечно, марксистом в строгом смысле слова писатель никогда не был, а история его отношений с этим политическим течением — это история дружбывражды. Что же сделало Горького пусть непостоянным, неустойчивым, но все же союзником российских большевиков? Общим с отечественными радикалами у Горького был сильнейший заряд отрицания существовавшего мира. Для Горького, как и для большевиков, это был мир социальной несправедливости, контрастов буржуазной роскоши и убогого быта бедняков, мир «свинцовых мерзостей», как он напишет в повести «Детство». Однако еще более важным для него было отрицание любых проявлений человеческой слабости — слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, «непротивления злу».
Некрасивость и бессилие «маленького человека» для раннего Горького — не меньшее зло, чем социальное неравенство и жестокость общественных порядков. В раннем творчестве Горького русская литература будто затосковала по большей этической определенности, по энергии непричесанной, «не омещанившейся» силы.
«Маленький человек» в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX века видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Иной взгляд на природу страданий человека — у Горького, писателя нового поколения. Особенно отчетливо, даже подчеркнуто резко этот взгляд выражен в его аллегорической поэме в прозе с эмблематическим названием «Человек».
В поэме Горького человек — сам причина своих обретений и утрат. Она насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю — «величественному, гордому и свободному» борцу, идущему «вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!». Масштаб риторического обобщения в поэме Горького пределен. Риторика исключает описательность, делая ставку на лирические абстракции, ее цель — не точность отражения, но заражающая сила убеждения. Вереница восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса — стать Человеком с большой буквы. Для этого ему нужно не только преодолеть «весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле», но и перешагнуть через такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих «несовершенных созданий его творческого духа» служит окрыляющая сила Мысли. «Человек» — концентрированное, крайнее выражение горьковской героической концепции личности.
Горький 1890-х — начала 1900;х годов воспринимался читателями прежде всего как строптивец, отрицающий традиционную систему ценностей, официальную религию и общепринятую мораль. Это отрицание направлено не столько на обыденную жизнь и быт, сколько на миропорядок в целом. Корень зла молодой писатель видит в человеческой косности, в самой непросветленной смыслом природе, в окружающем человека мире, который нужно полностью переменить. Горький отказывает природе в изначальной упорядоченности. Лишь напряженная мысль, крылатое воображение человека могут привнести в нее гармонию. Потому окружающий мир — и социальный, и природный — нужно покорять и обуздывать.
Вот почему столь враждебным кажется темный лес, сквозь который горьковский Данко ведет толпу людей. В противоположность слепой природе Горький наделяет качествами совершенства человеческое сознание, он делает ставку на силу воли человека и безграничные возможности его разума. Такой взгляд на отношения человека и мира принято определять как антропоцентрический: в центре художественного мира писателя — человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы. Характерны сами названия многих горьковских рассказов — «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» и др. Проблематику и поэтику горьковских произведений во многом определяет принцип «человек — крупным планом». Устами одного из персонажей пьесы «На дне» Горький так передает свой символ веры: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!».
Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала «зрячего» разума и «слепых» инстинктов, гармонии и стихии. Природно-инстинктивное начало, воплощенное, например, в образе «сына орла» Ларры, ведет человека к плотским удовольствиям, к сугубо биологическому существованию: будучи «рабом инстинктов», человек не может не быть индивидуалистом, а у индивидуалиста нет будущего. Напротив, сила разума способна раскрепостить внутреннюю энергию человека, сделать его своего рода «сверхчеловеком», который сумеет подчинить себе обстоятельства и повести за собой других людей.