Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Художественное мироздание А. Блока: «Миры иные», «Жизнь», «Дух музыки», «Грядущее»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще один особый взгляд на творчество А. Блока представлен в работе А. Эткинда «Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века» (1997). Исследователь трактует путь А. Блока как процесс поиска и создания человека нового типа. По А. Эжинду, доминанта культуры эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков такова: «Стремление смешать полы и полярности.(.) Новое религиозное сознание пыталось соединить… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМОС А. БЛОКА
  • ГЛАВА. ВТОРАЯ, «ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА.с Л

Художественное мироздание А. Блока: «Миры иные», «Жизнь», «Дух музыки», «Грядущее» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчеству А. Блока посвящено огромное количество литературоведческих работ. Можно утверждать, что в современном блоковедении достаточно четко определено место А. Блока в русской художественной традиции в исследованиях А. П. Авраменко, Л. Я. Гинзбург, А. Е. Горелова, Л. К. Долгополова, В. М. Жирмунского, Л. А. Колобаевой, Д. Е. Максимова, З. Г. Минц, В. Н. Орлова, Л. И. Тимофеева, Б. М. Эйхенбаума. Результативны во многом попытки лингвистического анализа творчества А. Блока в исследованиях Н. К. Соколовой, Л. В. Красновой. Большое количество литературоведческих работ посвящено частным проблемам, анализу отдельных произведений, образов, жанровому своеобразию его поэзии, драматургии (Л.К.Долгополов «Поэмы А. Блока и русская поэма конца XIX начала XX века», В. М. Жирмунский «Драма Александра Блока «Роза и крест», П. Медведев «Драмы и поэмы А. Блока (Из истории их создания)», сопоставительному анализу (В.Н.Топоров «Ахматова и Блок»). Установлены связи с современным ему театром (А.В.Федоров, А.М.Родина), с живописью (А.М.Гордин, М.Л.Гордин), с музыкой (Д.М. Магомедова).

Среди проблем, поставленных исследователями, уже выделена, на наш взгляд, важнейшая — проблема творческого развития А.Блока. Вокруг нее располагается обширный круг литературоведческих работ. Поэт во многом направил эти изыскания своими многочисленными высказываниями о необходимости для художника «чувства пути». Следуя за часто взаимоисключающими высказываниями А. Блока, блоковедение изначально «пошло» как бы по разным направлениям.

Одно направление (условно обозначим его как «внешннее») исходило из известного высказывания поэта «мой путь прям, как стрела» и предпочитало рассматривать движение на этом пути как производную от внешних факторов — от собственно литературных до социальных.

Уже литературоведы 20-х годов (Б.Энгельгардт, Б. М. Эйхенбаум, Иванов-Разумник, В. М. Жирмунекий, Ю.И.Тынянов) впервые констатируют наличие непрерывного развития в творчестве А. Блока, то, что позднее Д. Е. Максимов назовет «проживанием мифа о пути». И каждый ученый-филолог попытается прочертить путь поэта, записав его в тот или иной литературный контекст.

В.М.Жирмунекий в книге «Поэзия Блока» (1921) характеризует его как поэта-романтика (попутно отметим, что В. Жирмунский всегда различал два типа творчества: реалистический и романтический). Основой романтического мирочувствования, в том числе и у А. Блока, ученый считает тоску по Богу, ощущение его присутствия в мире. Ио мысли Жирмунского, подобное мирочувствование ведет к появлению в художественном сознании новой волны романтизма, которая в новых историко-эстетических условиях существует в виде неоромантизма, что собственно и произошло в России в конце XIX начале XX века, время, на которое и приходится процесс творческого формирования А.Блока. Следовательно, Жирмунский связывает путь поэта с романтической поэтикой, эстетикой и даже тематикой: «Блокпоэт любви» (92, 70), но любовь понимается в данном контексте не просто как земное чувство, но «познание тайны бытия» (92, 70). Через любовь открывается поэту основной смысл жизни и Божественная тайна. И сама любовь «романтична» — безмерное, беспредельное чувство. Таков путь Блока сквозь любовь, но объект любви будет меняться от Софии к Незнакомке, женщине из ресторана.

Анализируя поэтику А. Блока, В. М. Жирмунекий также исходит из романтической традиции. Блок как поэт-романтик использовал метафору, катахрезу, придающую поэтическому стилю иррациональность, служащую для создания принципиально иной реальности. Так поэт создает, по мысли В. М. Жирмунского, «сверхреальный мир». Без понимания сущности этого мира невозможно понять уже первый том поэта. Поэтика Блока основана на создании второй реальности путем «последовательного развития метафоры» (92, 114), развертывающейся по своим собственным законам. По Жирмунскому, творчество А. Блока всецело принадлежит романтизму.

Иной взгляд на творчество Л. Блока, но в том же линейном варианте, Иванов-Разумник (Александр Блок. Андрей Белый (1918). Он вписывает творчество поэта в мирочувствование декаданса, поэтому поэзия А. Блока, с точки зрения критика, не продолжает традиций Вл. Соловьева, который был подлинным мистиком, и для него Вечная Женственностьглубоко мистическое построение, высшая религиозная реальность. Блок же является подлинным представителем декадентства «отграниченного и самозамкнутого» (99,19) и для него Прекрасная Дама — только ирреальная мечта о недостижимом, попытка спастись от вечного одиночества замкнутой в себе самой души. Путь Блока — путь вечно одинокого скитальца, изолированного от мира. Свое вынужденное изгнание поэт пытался победить культом Прекрасной Дамы, то есть влюбленностью. Однако и она не смогла спасти отторгнутую от мира человеческую душу. В этом и заключается трагедия поэзии А. Блока: «бессилие спастись из своей ограды» (99, 22).

Б.М.Эйхенбаум в исследовании «Судьба Блока» (1921) связывал творчество поэта с эволюцией символистской доктрины в России начала XX века и подчеркивал, что в ее недрах произошло смешение жизни и искусства, что и привело к гибели символизма как направления и к трагическому финалу судьбы А.Блока. Б. Эйхенбаум прослеживает историю символизма в России. Первое поколение символистов было одержимо мистическим пафосом, в котором «растворились люди, вещи и самое искусство» (245, 52). В данном направлении любое явление жизни признавалось ценным только тогда, когда за ним стоял иной смысл. Так, жизнь, наличная данное! выпала из искуссша. з .¡-о уже второе поколение символисаОв стало перед грозной силои жизни, которая потреиовала к сеие внимания- «Вещи взбунтовались — захотели одеться плотью и быть ощущаемыми ^-¿-нХ J?.-J5). ^ зшго момента, но мысли ./ихенолума. начался кризис символизма как принципа искусства, л. илоку иыло суждено наиболее ярко кризис этот воплотить. С 1910 года он меняет метод символизации: ±-еперь это уже не от реального к реальнейшему, а ?? ^^ сознание неслияннос 1 и и нераздельности искуссI «а, жизни и политики (245, 53). Такая перемена позиции закономерна, так как символистская доктрина изначально была слишком перегружена философией и жизнестроительством. Мшссимшшзм в итоге привел символизм и творчество А. Блока, как его крупнейшего представителя, к распаду единства, дроилению, мир распался на несколько непересекающихся сфер.

А.Блок писал: «Я не свободен: я служу искусству, тому третьему, которое от всякого рода фактов из мира жизни приводит меня к ряду фактов из другого, м /» «» К, 4 С т? X. из своего мира: из мира искусства)¦ хаким оиразом, смешение, а за! ем резкое разграничение искусства и жизни и оиусловило эволюцию поэта.

Ряд работ прослеживает путь поэта в его религиозном аспекте (от веры к неверию, от Бога к Дьяволу). Так, о.П.Флоренский определил творчество поэта, проследив генетическую зависимость «культуры от культа», что и заставляет искать истоки культуры в культе, то есть в богослужении, ибо в кем находятся все начала и концы, все духовные ценности «в их чистоте и отчетливости, культура же, от культа оторвавшись, обреченно их варьирует, обреченно искажая» (226, 93). Религиозный философ убеждает, что духовным ориентиром культуры может быть только православный вариант христианства. Соответственно, путь А. Блока должен быть рассмотрен и оценен с позиции православия. Поэтому о.П.Флоренский, отдавая дань.

Блоку — крупнейшему русскому поэту, представляет его эволюцию в виде отхода от «идеала мадонны» к поклонению «идеалу содомскому» .

На другом полюсе религиозно-философской оценки творчества поэта располагается концепция К. А. Бердяева. Философ считает, что поскольку творческая активность человека не имеет своего Священного Писания, творчество поэта не может быть подчинено ему. Поэт творит Новое Небо и Новую Землю. Таким образом, творец не просто человек, у него свое особое задание — сотворение нового мира, но хотя «почти все поэты мира, величайшие и несомненные, находились в состоянии „прелести“, им не дано было ясного, чистого созерцания Бога и умных сущностей, их созерцание почти всегда было замутнено космическим прельщением» (32, 483). Ведь творчество связано не только со святостью, а и — с грехом- «Природа творческого акта брачная, в нем человек не один, он встречается и взаимодействует с другими, с Богом, с миром и с дьяволом, с ангелами, людьми и демонами tou). итак, творчество равноценно религиозному служению, хотя имеет другое назначение — оно служит не для спасения души, оно пересоздает мир для Нового Неба и Повои Земли, поэтому путь.

А V т т д ^ л. олока религиозен, но своей су iи и закономерен, rio /л.илок не иыл религиозным поэтом, поэтому рассмотрение его творчества сквозь призму религии обедняет его.

Еще один особый взгляд на творчество А. Блока представлен в работе А. Эткинда «Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века» (1997). Исследователь трактует путь А. Блока как процесс поиска и создания человека нового типа. По А. Эжинду, доминанта культуры эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков такова: «Стремление смешать полы и полярности.(.) Новое религиозное сознание пыталось соединить мужское и женское, природное и культурное, земное и небесное в единых мистико-эротических образах» (247, 73). Именно поэтому Христос был «мужедевой» б понимании Д. С. Мережковского, II.А.Бердяева, I{.Клюева. Творчество Блока также лежит в контексте данной проблематики. По Эткинду, разммпшения о половом и телесном составляли неразрешимый конфликт на протяжении всей жизни поэта. Итогом такого рода поисков и стало освобождение от пола и создание будущего мира «без женщин, пола и секса» (247, 136), что воплотилось в «Каталине» (1918). Таким образом, тема кастрации дана у А. Блока непосредственно, при этом она напрямую связана с революцией. Блоковский «Каталина» завершает эволюцию поэта — создает человека-артиста, нового человека, который, овладев тайной тотальной сублимации, творит новую культуру.

Близок к размышлениям А. Эткинда взгляд на творчество А. Блока французского ученого Ж.Иива. Он находит у поэта эдипов комплекс (противоестественную любовь к матери) и этим объясняет все творчество поэта, все его эстетические поиски. Исследования А. Эткинда и Ж.11ива предлагают рассмотреть личность поэта и его творчество с точки зрения их абсолютной адекватности, однако их арсенал — неофрейдизм — явно не достаточен. Это не позволяет им увидеть своеобразие творчества А. Блока среди других писателей, уязвленных эдиповым комплексом, который, по мнению исследователей, более чем распространен среди людей искусства.

Интересную интерпретацию творческого развития поэта предлагает И. С. Приходько. Опираясь на теоретические труды мифологического направления в литературоведении, исследователь открывает новый подход к творчеству А. Блока и русских символистов в целом. Миф по-разному работает у «старших» и «младших» символистов. Так, у В. Я. Брюсова обращение к мифу носит познавательный характер. Творчествуже А. Белого, А. А. Блока, Вяч.И.Иванова свойственна «тотальная мифологизация мира и себя в нем, проявляющаяся равным образом в жизни и творчестве» (183, 18).Миф является тем стержнем, который соединяет в целое художественное мироздание А.Блока. С помощью мифа становится возможным новое, более глубокое прочтение его произведении. Такой взгляд, много объясняющий в творчестве А. Блока, думается, имеет и некоторые «минусы', ибо он исходит из мифа как универсума, почти не затрагивая проблему исторической корректировки любого эстетического универсума в эпохи кризисные, переходные.

Отдельные аспекты мифологического подхода к творчеству поэта разработаны в трудах А. В. Лаврова, Д.М.МагомедовойД ЫО. Грякловой, Н. С. Зеленцовой.

Т, А СТ С-1. ^ пеоиходимо вспомни ь и концепцию /л.у1 коисона, коюрыи также связывал эволюцию поэта с романтическим мифом. Под мифом он понимал «романтический идеал, который, приобретя худ ожестве нн о-у сто и чи вые черты, получив сильное развитие, вырастает в сквозную тему поэта, совмещается с его творцом в целом» (251, 67). Романтический миф имеет два уровня: собственно творчество и романтическую идеологию (по мысли А. 51 кобсон а, романтическая идеология — «доктрина, принадлежащая группе людей» (251, 79). Романтизм идеологический — вредоносен. Путь поэта лежит от освоения романтической идеологии к ее утрате (что произошло во время революции). Трагедия жизни поэта состоит, по убеждению А. Якобсона, в том, что в революцию в поэте погибло не только начало мертвое (романтическая идеология), но и начало живое (романтическая поэзия).

К первой группе можно отнести и исследователей, пытающихся обозначить путь поэта «справа налево» (П.П.Громов). Таков подход к.

А Т* т Т тч х ^ гр Ту" творчеству /л.олока и и. х^енгерова, т. 1.1хрук, хотя они и определяют его понятием романтизма." «Путь поэта от мистического романтизма „Стихов о Прекрасной Даме“ к революционному романтизму „Ямбов“, „“ Возмездия», «Двенадцати» — это своеобразный и, по определению самого Блока, верный пуIь его «меж друх революции» ~ пул к демократии. Пуль от мистическохо романтизма к романтизму революционном}-" «(50, 13).

В трудах 30-х годов (Е.Малкина, В.11. Орлова) путь поэта рассматривается как движение от романтизма к реализму. В исследовании же Ъ. Соловьева поэт становится уже не просто реалистом, но критическим реалисхом: илок — последний крупный поэт, в творчестве которого воплощается, хотя и недостаточно последовательно, метод критического реализма" (199,72).

Наиболее полно выразил идеологический подход к творчеству А. Блока, свойственный многим советским ли 1 ера 1 уроведам, х 1.11.1 ромов в книге «Блок, его предшественники и современники» (1966), где говорится: «В итоге непредвзятого анализа реальных фактов (.) стал общепринятым простои, но очень важный вывод, что после.

1905 года путь хшока при всех его зшзшзх, сложности и противоречивости — это путь спрака налево.

Линеиная" и одновременно идеологическая акцентировка этапов творчества поэта обнаруживает себя и в трудах В. А. Сапогова. В ера! е кандидатской диссертации поэтика лирического цикла ^ 1 уу> /} а"!ор представляет эволюцию поэта как движение 01 лчармен к ПОЭМ6 двенадцать, ОТ ИсТИ Ч с С КОИ СаМОДО^ТаТичНОСТИ Л ИрИ Че^КиГо героя через интерес к образу Кармен, воплощающий народные начала жизни, к изображению революционного народа, преобразующего «страшный», буржуазный мир в светлое будущее. Путь поэта, по Сапогову, проходит от символизма к социологизму. з прощав, на наш взгляд, пух*" и лока и и. и/нишерлов в книге «Александр Блок. Штрихи судьбы». Он напрямую связывает образы ветра, музыки и революции с социальным планом в творческом поиске поэта.

Итак, внешний взгляд на творческую эволюцию поэта имеет свои положительные стороны, он выявляет связь художника с эпохой, с эстетическими и философскими исканиями рубежа Х1Х-ХХ веков. Однако такой подход недостаточен, так как он не отражает индивидуального своеобразия художника.

Принципиально иную сферу исследований литературоведов определило другое известное высказывание А. Блока: «Таков мой путь, (.) теперь, когда он пройден, я твердо уверен (.)что все стихи вместе — „трилогия вочеловечивания“ от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятьям, „возмездию“ и (.) — к рождению человека „общественного“, художника, мужественно глядящего в глаза миру», получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» ценою утраты части души" (V, 302 V В данном высказывании поэт определяет свой путь отнюдь не линейно, а через триаду, возвращающую нас к философскому силлогизму (тезис — антитезис — синтез). Так сформировалась группа исследователей, которые рассматривали путь А. Блока не столько с позиции выявления направления движения, сколько пытались выявить общие законы художественного мира А. Блока, определяющие его развитие, обусловливающие его целостность и особенности лирического героя.

Уже среди современников А. Блока можно найти исследователей его творчества, труды которых положили начало попыткам осмыслить эволюцию Блока-художника изнутри, из его личностных возможностей и поэтического мировосприятия.

Так, Ю. П. Тынянов в статье «Блок и Гейне» (1921) утверждает, что эволюция творчества поэта проходила под знаком «оличивания», то есть рождения лирического героя, поэтому «Блок — самая большая лирическая тема Блока» (220, 240). [0.11.Тынянов определил, что тайна поэзии А. Блока заключается в его личности, отраженной в художественном слове.

Продолжает данную традицию Л. К. Дол гополов в монографии «Александр Блок» (1978). Он также пытается найти объяснение творческого метода и эволюции поэта в глубинах его личностного «я». Личность поэта наиболее полно отразилась в лирическом герое, поэтому герои А. Блока «твердо сложи в ш и ися образ, составленный из черт, подкрепленных личным жизненным опытом — опытом судьбы, освоенной лично и личностно» (79,97). Соответственно, основная тема поэта — тема о личности, о ее новом положении в мире и новых отношениях с ним. При этом личность понимается как некая целостность, находящаяся в непрерывном развитии, «поэтому символ и идея пути как вечного безостановочного движения станоьлIся одной из центральных в лирике (.) олока >~>).

Д.Е.Максимов рассматривает эволюцию А. Блока в виде смены целостных и имеющих символическии характер картин мира, в центре.

IX их. каждой из которых — оираз, воплощающим представление о и основном, субстанциальном начале мира. Для раннего Блока такое начало воплощено в.

В*-* *1/* (О урт уу 5 ^ т-ч ^^ ечнои л^енс 1 венное хм: л фекрасная дама для ьлока — осоиое переживание, в своем пределе — некая онтологическая сущность (.) миф об органически живо и связи всего сущехо в мире (Iо, з I^на при всей своей идеальности заслоняет от поэта сложности и противоречия жизни, но она не смогла выдержать столкновения с действительностью и потеряла свою силу и актуальность. Поэтому начинается (и закономерно) перестройка мира А. Блока, устанавливаются новые отношения с действительностью «ведущие к преодолению отвлеченной созерцательности, к осл&илению мистического плана и усилению реальногоэ •)¦ ио «торой период развития картина мира поэта определяется образом стихии. Причем «понятие стихии универсально, применимо к любым сферам бытия природы и человека» (136,.

50). Сила стихии имеет динамический характер и проявляется в движении (нагляднее всего — в хаотическом). Стихия, по Максимову, феномен природы или явление, аналогичное природе и в этом смысле лишенное внутреннего содержания. Обращение к стихии помогло А. Блоку приблизиться к пониманию действительности как суверенного бытия, в котором эмпирика не заслоняется скрытой в нем тайной.

С точки зрения Е. Г. Эткинда картина мира А. Блока опирается на систему двоемирия, которое «изменяется во времени’Т 249, 57), но остается тождественным самому себе. Так, второй том иногда выходит за рамки этой системы, хотя в третьем томе она возвращается вновь, в инвариантной форме (здесь оно выражается как противопоставление внешнего и внутреннего, искусственного и настоящего, явления и сущности).

По-иному выстраивает картину мира поэта З. Г. Минц. Она рассматривает творчество А. Блока «как единый сюжет, описывающий становление мира. Сюжет этот дан, однако, весьма своеобразно. Он может быть восстановлен в читательском сознании как совокупность последовательно расположенных эпизодов» (153, 161). Сюжет — это «история лирического „я“ и „ты“. Лирический герой в юности познал первую любовь, слияние с Душой Мира. Но данный прекрасный мир был утерян им и сменился многоликим и беспощадным „страшным миром“. В этом мире изменяются „я“ и „ты“: он становится изменником, демоном, онаженщиной из ресторана. В противовес этому миру оформляется категория „грядущего“, которое сливает в едином диалектически сложном и вместе с тем цельном бытии всю прелесть „юного“, исходных потенций человеческой природы, и все, обретенное в истории» (153, 163).

Существует целый ряд исследований по отдельным проблемам. й.В.Абрамец пытается объяснить развитие художника через один его символ — символ круга.П. Г. Черничейко в статье «Движение мира у А. Блока» основополагающей доминантой творчества поэта видят ненаправленное движение, движение в никуда.

В исследованиях Л. К. Долго полова, Д. Е. Максимова, З. Г. Минц мы находим глубокий анализ творчества поэта, проведенный на основе детального изучения его художественного мира. Это позволяет п. исследователям выяви! ь своеоиразие творчества поэта, что, но нашему мнению более плодотворно.

Но при всех значительных достижениях блоковедения ни та, ни другая ветви не охватывают творчества поэта в целом. Это вызвано тем, что внешние и внутренние факторы обоснования эволюции творчества поэта не совмещены.

Актуальность проблемы заключается в рассмотрении творческой эволюции Блока через единое художественное мироздание, где должны найти место как внешние, так и внутренние факторы. Комплексное рассмотрение творчества А. Блока (в единстве внешнего и внутреннего) и определило новизну данного исследования.

Т Ж, А г мель ргшо I ы: проанализировать художественное мироздание л. х?лока, выделив в качестве стру ктур о н е су щи х понятии иные миры и жизнь. ч^ помощью данных понятии определить своеобразие целостного художественного мира А.Блока.

Соответственно, задачи данного исследования таковы:

1) уточнить строение художественного мироздания А. Блока, определив понятие «иные миры» ;

2) проследить эволюцию сущностного наполнения понятия «иные сс и миры через категорию жизнь, которая от первого тома к третьему становится одной из важнейших оценочных категорий;

3) опираясь на поэзию и художественную прозу, выявить наполнение понятия «дух музыки» и его место в конструкции мира А.Блока.

Предмет исследования: поэзия и проза А.Блока.

Цель и задачи исследования

обусловили и его методологию. 13 работе сочетаются историко-литературный и сравнительно-типологический методы.

Методологический подход к творчеству А. Блока во многом определяется русской философской мыслью рубежа Х1Х-ХХ веков (работы В л. С. Соловьева, 11.А. Бердяева, о.П.Флоренского), а также концепциями соратников по символистской школе (А.Белого, Вяч. Иванова, В. Брюсова), которые прямо или косвенно повлияли на миропонимание поэта.

Заключение

.

Эпоха рубежа Х1Х-ХХ веков возродила множество забытых эстетических понятий, категорий, других элементов философских систем. Одной из них и является категория «иного мира». Общеизвестно, что она наиболее ярко и четко определилась в XIX веке в эпоху романтизма. «Иной мир» стал той идеальной сферой, которая структурировалась самим художником. Истоками возникновения данной категории является неприятие мира земного и тоска по идеалу. Некоторые писатели-романтики конструировали свой «иной мир» по типу религиозного. Нам представляются более интересными попытки сконструировать «иной мир» без религиозных догматов, хотя в «ином мире» любого писателя-романтика и сохранены некоторые константы, сходные с религиозными. Романтический «иной мир» характеризуют следующие постоянные: мир творимый, абсолютно духовный, в нем, как правило, присутствует Бог или некий Абсолют, его определяющий.

Затем категория «иного мира» отошла на второй план, уступив место одномирным системам. Второе ее рождение связано с французским символизмом. Однако теперь данная категория стала более абстрактной, приближенной к «миру идей». Наконец, рубеж Х1Х-ХХ веков вновь обратился к понятию «иного мира». Оно было отражено как в эстетике, так и в философии.

В отличие от «иного мира» понятие «живая жизнь» возникло лишь в 70-х годах прошлого века. По нашему мнению, впервые воплотили его в искусстве французские импрессионисты, откуда оно перекочевало в Россию в эпоху рубежа веков, обретя новые философские и эстетические смыслы. Данная категория также имеет свои признаки: жизнь понимается как абсолютная ценность, она тождественна себе самой, но постоянно изменяется. Из основного определения вытекают и вторичные признаки: духовно-телесное единство, пространство — четвертое измерение времени.

Мир иной" пришел в систему А. Блока с момента ее образования (о чем зафиксирвано в дневнике). Сначала это был скорее романтический «иной мир», но постепенно он принял своеобразные черты «иного мира» А.Блока. Безусловно, что на его формирование оказали влияние Платон, романтизм, Вл. Соловьев, эстетические поиски рубежа Х1Х-ХХ веков. Сама система двоемирия сменяется триадой миров (мир иной — мир земной — мир творческого «я»), что явствует из философских построений Вл.С.Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, эстетических систем А. Белого, Вяч.Иванова. В первый период творчества определились и основные обитатели «миров иных» — Бог, София. Тогда же стало очевидно, что этот «мир» до конца недостижим и возможность полного в него проникновения даруется только смертью. Следовательно, сформировалась особая философская концепция смерти как перехода в иные пространства, поэтому смерть не пугает лирического героя. Тема смерти в первом томе всегда светла и радостна. Одновременно наметился и выход из «вертикали» в «горизонталь», что также изначально было заложено в самом статусе «иного мира», так как, обладая всеми степенями совершенства, они имеют первично стабильную, законченную структуру, которая наиболее адекватно отражена поэтом в символе круга. В вечной замкнутости, а поэтому в невозможности развития, и заключается «ущербность» «иного мира». Преодолением ее и становится смена «вертикали» на «горизонталь», на путь жизни. Кроме «мира иного», с первого тома выделяется и «волшебный мир» души лирического героя — мир, соприродный «иному миру», но если «иной мир» имеет преимуществен, но женскую сущность, то «мир волшебный» — мужскую. Соответственно, начиная со второго тома «иной мир» оттесняется на второй план, хотя и продолжает формировать идеалы лирического героя. Па первый же план выходит языческая образность, которая, по думам поэта тех лет, могла заменить «иной мир». Языческий мир отразился в сборнике «Нечаянная радость». Однако он также не устроил поэта отсутствием в себе даже возможности идеала и движения, а также своей безличностью. Наконец, в третьем томе мы вновь встречаемся с «иным миром», который теперь стал светлым прошлым лирического героя. Вернуться в прошлое он не может, но мир прошлого формирует будущее, исключая настоящее. Лирический герой третьего гома осознает усложненность строения «мира иного»: он становятся менее идеальным, так как заключает в себе как Добро, так и Зло. Изменяется и лирический герой. Теперь он сам законодатель мира. Более того, в определенные моменты жизни он полностью теряет знание об «ином мире», поэтому оказывается один на один со «страшным миром». Он таюке осознает, что мир земной имеет свои, неподвластные «иному миру» законы. Основной его закон — беспорядочность, хаотичность, материальная обусловленность. При этом граница между миром земным и «иным миром» почти полностью закрыта, что и рождает трагедию.

Многомирие сформировало и категорию времени. Оно стало определяться не традиционной триадой (прошлое — настоящее — будущее), но оппозицией время — вечность, что определено самой системой деления пространства на миры. В мире земном стало ценным лишь то, что не принадлежит времени. А. Блок попытался разрешить эту проблему. Все компоненты традиционной триады времени присутствуют в первом томе поэта. Они равноценны и одновременно не имеют цены перед «вертикалью». Но обесценивается категория времени у Блока не до конца. Ряд его стихотворений доказывает, что на земле триада времени необходима. Будущее время (по.

С С «>У терминологии поэта грядущее) в первом томе нерасторжимо связано с «иными мирами», вечностью.

Во втором томе с эволюцией всего творчества меняется и категория времени. Оно теряет содержательную наполненность, превращается в опустошенное" время. Затем, в третьем томе, данная категория также эволюционирует. Теперь актуальны две его составляющие — прошлое и будущее («грядущее»). Прошлое становится воплощением потерянного идеала, будущее — возможным ликом вечности. Выпадание из настоящего воспринимается лирическим героем как прорыв в вечность.

В недрах идеальных «иных миров» рождается вторая доминанта творчества А. Блока, аналог их на земле — «живая жизнь». «Жизнь живая» в противоположность «иному миру» принципиально незамкнута, включает в себя широкий диапазон явлений, пробуждает в лирическом герое целый оркестр чувств. Одним из ярчайших проявлений «живой жизни» становится любовь (поэтому персонификацией образа жизни является возлюбленная). Но законы жизни очень суровы, даже жестоки, поэтому лирическому герою необходима защита от них. В поэтическом мире А. Блока есть целая система защитных образов. Одним из самых ярких из них представляется мечта, она противостоит предопределенности жизни, мучениям и гибели. Несмотря на это, именно посредством взаимодействия с жизнью «я» и «ты», сохраняя идеально-символический подтекст отношений, обретают устойчивость в земном мире. «Живая жизнь» в период антитезы (2,3-й тома) совпадают со стихийными, чувственными началами личности. С формированием новых констант меняется и отношение к смерти. Теперь смерть не знаменует переход в «иной мир», а лишь несет с собой успокоение и отдых от жизни. «Горизонталь», то есть «чувство пути», столь дорогое поэту, стало возможно лишь с рождением комплекса понятий «живая жизнь». В отличие от «иного мира» «живая жизнь» не имеет жесткой структуры, сообщает лирическому герою свободу. Она также является и связующей категорией, соединяющей в единое целое все миры. «Живая жизнь» изменяет и отношения в ролевой паре (он — она). Если раньше они определялись формулой царица — слуга и не могли реализоваться в реальности, то теперь они равны и чувства их воплощены. Отныне жизнь разделена на два уровня: она может быть «живой» либо «мертвой» .

К понятию «мертвое» относится все, находящееся в «страшном мире»: социальные институты, светское общество, рациональное познание. А вот.

СС ЧЧ Ь" живое составляют переливы чувств и настроении, рождающихся в человеческой душе. Если в первом томе было «жить, значит верить», то теперь -" чувствовать, ощущать". Истоки гаммы чувств, наполняющих лирического героя, А. Блок находит в понятии «стихийность». Ибо именно ей (и только ей) присуща непрерывная динамика — голос «живой жизни». И в определенный период своего развития А. Блок поклоняется стихии как вечному источнику изменений. Далее формируется новое понятие — «дух музыки», и стихия отходит на второй план, так как является колыбелью всех изменений, но не их причиной. Первопричиной же является теперь человеческий дух (не душа), вечно спокойный (гармоничный), но и постоянно изменяющийся. Он не имеет отношения к музыке как к искусству, это субстанциально новая сущность блоковского мира (воплощение его идеала), идущая на смену «иным мирам». И.

СС ЧЧ если иные миры — пространственное построение и поэтому недостижимы, то дух музыки" присутствует здесь, в мире, его надо только услышать, в связи с чем меняется позиция художника. Из теурга, обладающего мистическим тайным знанием, он становится сейсмографом, ибо «музыка мира» доступна лишь напряженному творческому слуху и не существует для обывателей мира.

Таким образом, в по-прежнему идеалистическом мире А. Блока произошли существенные изменения. Идеал приблизился к реальности, «влился» в мир, стал доступен каждому, кто способен на творческое усилие «.

Таким образом, следующие понятия составляют художественный мир А. Блока — «иные миры» — «живая жизнь» (по терминологии поэта просто «жизнь») — «дух музыки». Именно они в разные периоды определяли творчество поэта, формируя его образы-символы, эстетические идеи. Универсальное понятие «живая жизнь» было трансформировано поэтом в собственное понятие «дух музыки», которое включила все параметры «живой жизни», осложнив их, теперь это понятие отныне стало включать в себя не только чувственное начало и изменяемость, но и идеальность. Итак, если конструкт «иной мир» заключал в себе только идеальное, а «живая жизнь» только чувственное, то теперь в наполнении понятия «дух музыки» поэт соединяет два различных понятия в одну систему, построенную на гармонии.

В результате работы над диссертацией мы пришли к следующим выводам: 1. Родившийся из романтического двоемирия, осложненного символистской триадой миров, художественный мир А. Блока в процессе своего формирования стал подвижной многомирной системой, способной предельно сжиматься до внутреннего «я» поэта, концентрируясь в нем как возможность развертывания мира в целое. Это позволяет утверждать, что художественное мироздание А. Блока в итоге сформировалось в оригинальную систему, не имеющую жесткой структуры.

2. Построение мира у Блока происходило одновременно с попыткой ценностно наполнить многомирную конструкцию единым содержанием. В качестве такого ориентира в начале творчества выступает любовь, которая позже заменяется более универсальным понятием «чувство» .

3.Однако «жизнь» в творчестве А. Блока понятие всеобъемлющее. Она не заключает в себе идеала, может быть как «живой», так и «мертвой», тем самым обнаруживая свойственную себе ущербность. Это не устраивало поэта, он стремился «внести» в мир идеальное начало. Таким конструктом и становится «дух музыки» .

4. Изменение идеальной составляющей («иной мир» — «жизнь» — «дух музыки») позволило наполнить идеал столь ценностным для поэта движением. А движущийся идеал изменил направление развития героя. Осознание необходимости совпадения движения истории, времени и пути героя («мой путь прям») заставляло поэта вести поиск идеального наполнения мироздания. Для этого были апробированы понятия «жизнь», «страсть», «стихия». Вместе с тем «прерывистость» душевнодуховного совершенства человека требовала объемного мира, центром которого была бы подъемная сила духовной вертикали (от «я» к Богу, к Ней, к Целостному Мирозданию). Таким центром и становится «дух музыки», он несет в себе два противоположных начала: изменяемость и неизменность, он наполняет мир, разлит в нем, но проникнуть к нему возможно только с помощью творческого усилия. Такой конструкт более всего отвечал духовным устремлениям поэта.

Таким образом, художественное мироздание поэта создавалось на пересечении разных традиций, которые, взаимодействуя с собственно символистской концепцией представлений о мире и человеке, образуют систему, показательную для духовных поисков рубежа Х1Х-ХХ веков.

Представляется интересным рассмотрение и творчества других писателей начала века с помощью универсальных категориальных понятий, формировавших культуру эпохи. Выделение в творчестве писателя общих категорий в конечном счете служит для выявления его особого художествен, но го мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Собр. соч.: В 8 т. М.- Л.: Гослитиздат, 1960−1963.
  2. A.A. Полное собр. соч.:В 20 т. Т. 1−3. -М., Наука, 1997.
  3. A.A. Собр. соч.: В 12 т. М.: Литера, 1995. Т.1.
  4. A.A. Дневник ,-М.: Сов. Россия, 1989.- 512 с.
  5. A.A. Записные книжки. -М.: Худ лит, 1965. 663 с.
  6. A.A., Белый А. Переписка.-М.: Лит. музей, 1940.-370 с.
  7. Письма Блока к Е. П. Иванову. -М.-Л.: АН СССР, 1936,-133 с.
  8. А. А.Блока. -Л.: БАИ СССР, 1984.
  9. Александр Блок в воспоминаниях современников.-М.: Худ. ли г, 1980. Т. 1. -552с.
  10. Александр Блок в воспоминаниях современников.-М.: Худ. лит, 1980. Т.2.1. JZ. O С.
  11. И.В. Символ «круг» в лирике А.Блока // Научные доклады высшей школы. Филол. науки. -1984. -N 6. С. 64−69.
  12. А. П. А.Блок и русские поэты XIX века.- М.: Изд-во, МГУ, 1990. -246с.
  13. Г. В. Александр Блок // Современные записки. -Париж. 1931. -N XLY11. С. 283−305.
  14. Л.Ф. Блок и русская поэзия 1910−1920-х годов: Учеб. пособие. М., 1996. 108с,
  15. Аля некий С. М. Об иллюстрациях к поэме Блока «Двенадцать» // Блоковский сборник N 1 .-Тарту, 1964. С. 437−445.
  16. H.H. Радуга революции // А. Блок, А.Белый. Диалог поэтов о России и революции. -М&bdquo- 1990. -С. 593−601.
  17. Д.Л. Роза Мира. -М: Прометей, 1991.- 288 с.
  18. Андрее в Л. Г. Импрессионизм. -М.: Изд-во МГУ, 1980. -249 с.
  19. Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2-х т. М.: Худ.лит., 1991.
  20. К.Д. Поэзия как волшебство // Бальмонт К. Избранное, — Верхневолжское кн. изд-во, 1990. -С. 281−301.
  21. М.В. Из комментария к драме А.Блока «Незнакомка» // Блоковский сборник N 9, — Тарту, 1989. С. 58−70.
  22. М.В. К вопросу об отзвуках в поэме «Двенадцать» творчества Блока периода первой русской революции // Блоковский сборник N 8, — Тарту, 1. QOO ПА ППi 700. ! <± / / .
  23. М.В. Из комментария к поэме А.Блока «Двенадцать»: имя героини // Блоковский сборник N 7. -Тарту, 1986. -С. 76−81.
  24. А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994, — 528с.
  25. А. Воспоминания о Блоке. -М.: Республика, 1995, — 512с.
  26. А. Апокалипсис в русской поэзии // Блок A.A. Собр. соч.: В 12 т. М.: Литера, 1995. Т.1. -С. 341−357.
  27. Весы. 1905. -N 4. — С. 11−28.
  28. А. В защиту одного нарекания (Открытое письмо Валерию Брюсову) //Весы. 1905. -N 6. -С. 41−42.
  29. М.А. Воспоминания об А.Блоке. -М.: Правда, 1990.- 669с.
  30. А.И. Очередные вопросы изучения русского романтизма // Русский романтизм, — Л., 1927. -С. 5−25.31 .Бергулева- Дмитриева Т. «Чувство таинственности мира»: Сказка серебряного века. -М: Терра, 1994. С. 7−28.
  31. H.A. В защиту А.Блока // Соч.: В 2 т. М., 1994. — Т. 2. -С. 483−487.
  32. H.A. О назначении человека. -М.: Республика. 1993 364 с.
  33. H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре.-М" 1990.-С. 43−271.
  34. H.A. Самопознание. -М.: Книга, 1991, — 446 с.
  35. H.A. Смысл творчества // Соч.: 13 2 т. -М., 1994. Т. 2. -С. 39−343.
  36. Н.Я. Романтизм в Германии. -Л.: Худ. лит., 1973, — 568 с.
  37. К. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль. // Жизнь льется через край (Сказки и истории немецких романтиков). M., 1991. — С. 128 158.
  38. С.II. Истоки формулы «нераздельность» у Блока // Александр Блок: Исследования и материалы.-Л ., 1987. -С. 79−88.
  39. В. Я. В защиту одной похвалы // Весы. 1905. — N 5 — С. 37−38.
  40. В.Я. Ключи тайн // Соч.: В 2 т. -М., 1987. Т. 2. -С. 72−87.
  41. В.Я. О искусстве Ii Соч.: В 2 т. -М., 1987. Т. 2. -С. 37−48.
  42. В.Я. Александр Блок // Соч.: В 2 т. -М., 1987. -Т. 2. -С. 404−417.
  43. В.Н. Александр Блок. Стихотворения. Книга первая (1898−1904) // Блок А. Соч.: В 12 т. -М., 1995 -Т. 1. -С. 436−524.
  44. И.А. Третий Толстой // Слово. 1990. — N 7. -С. 47−54.
  45. Ванслов В В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966 404 с.
  46. В. После «Двенадцати». -Paris.: YMKA-PRESS, 1973, — 67 с.
  47. В. Умирание искусства // Самопознание европейской культуры XX века.-М., 1991 С. 268−292.
  48. И. Путь Александра Блока. -M.: AII СССР, 1963, — 416 с.
  49. В.В. Живая жизнь. -М.: Политиздат, 1991.- 336 с.
  50. П. Стихотворения // Французские стихи в переводе русских поэтов Х1Х-ХХ веков.-М., 1969. -С. 451−89.
  51. Э. Символизм // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 431.
  52. И.В., Григорьев М. Г., Кунман К.А.- А.А.Блок и русская культура восемнадцатого века // Блоковский сборник N 4.-Тарту, 1981. С. 271 iD.
  53. М. Поэзия и революция: Александр Блок и Илья Эренбург // А. Блок, А.Белый. Диалог поэтов о России и революции. -М., 1990. -С. 591−593. 57. Вьеле-Гриффен. Духовное завоевание. Символизм. // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 458−459.
  54. Г альцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. -М.: Паука, 1992, — 208 с.
  55. М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные статьи, — М., 1995. -С. 286−307.
  56. М.Л. 1905 год и метрическая система Блока, Брюсова, Белого // Блоковский сборник N 7.-Тарту, 1986. -С. 25−31.
  57. Рене Гиль. Познание творчества // Поэзия французского символизма. М., 1993. С. 440−441.
  58. Я.Я. О лирике. -М.-Л.: Сов. писатель, 1964.-381 с.
  59. Л.Я. О прозаизмах в лирике Блока // Блоковский сборник N 1. Тарту, 1964. -С. 157−171.
  60. Новый путь. 1904. — N 12. -С. 273−280.
  61. Гиппиус 3.11. Мой лунный друг // Гиппиус З. Н. Живые лица. -Л., Искусство, 1991. С. 5−42.
  62. Т.М. Традиция совесть поэзии. -М.: Современник, 1987.-411 с.
  63. А.И. Художник и мир в лирических циклах А.Блока (1907−1916): Автореф. дис.. канд филол. наук. -М., 1992. -16с.
  64. А.Е. Гроза над соловьиным садом. -Л.: Сов. писатель, 1973.-607 с.
  65. Гофман 13. Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме» // Искусство.-1905,-N 1.-С. 39−40.
  66. Гофман Э.Т. А. Известия о последних судьбах пса Бергонцы //
  67. П.П. Блок, его предшественники и современники. -М.-Л.: Сов. писатель, 1966.-570 с.
  68. I ряклова 11.Ю. Природа и фольклор в цикле А. Блока «Пузыри земли» (19 041 905) //Блоковский сборник N 8, — Тарту, 1988. -С. 22−30.
  69. Г. А. К вопросу о творческом методе Блока // Александр Блок: Новые материалы и исследования М., 1980. С. 63−84.
  70. Гумилев Н С. Письма о русской поэзии. -М.: Современник, 1980, — 384 с.
  71. Е.А. Христианство и революция в миросозерцании «скифов» (19 171 919) // Известия АН СССР. Сер. Л и Я. 1991. — N 5. — С. 414−452.
  72. H.A. Цикл «Распутья» и проблемы творческой эволюции А.Блока: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Л., 1986. -16с.
  73. Л.К. Александр Блок. -Л.: Наука, 1978. 176 с.
  74. Л.К. На рубеже веков. -Л.: Сов. писатель, 1985. 352 с.
  75. Л.К. Поэма А.Блока «Двенадцать». -Л.: Худ. лит, 1979. 104 е.
  76. Л. . Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX веков. -М.-Л.: Наука, 1964. 189 с.
  77. B.C. Брюсов и традиции русского романтизма // Русский романтизм.-Л., 1978. С. 224−246.
  78. В.Г. Александр Блок: Штрихи судьбы. -М: Современник, 1980. -303 с.
  79. Л.И. Старинные розы А.Блока // Филологические науки. 1982. — N
  80. Л Г* 1 п о л t. V/. 11 -?4.
  81. Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М: Наука, 1989. -176 с.
  82. Живая жизнь. -1907. N 1 -4.
  83. Жид А. Трактат о Нарциссе (Теория символа) (1891) // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 444−452.
  84. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб.-1914.-200 с.
  85. В.М. Религиозное отречение в истории немецкого романтизма. -М.- 1919. -288 с.
  86. В.М. Драма Александра Блока «Роза и крест». -Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.-106с.
  87. ПС. Некоторые особенности эволюции Блока-драматурга // Блоковский сборник.-Тарту, 1986. -С. 32−47.
  88. U.M. Русское религиозное возрождение XX века. -Paris: YMKA-Press, 1991.-367.
  89. Иванов Вяч.И. Стихи о Прекрасной Даме // Блок A.A. Собр. соч.: В 12 т. М.: Литера, 1995. Т.1.- С. 331−332.
  90. Весы. 1904. -N11. -С. 49−50.
  91. Г. В. Блок и Гумилев // Возрождение. -1949, — N 6. -С. 113−126.
  92. Иванов-Разумник Р.В. А. Блок, А.Белый. -Пг.: Алконост, 1919.-179 с.
  93. Ю. Венеция О.Мандельштама и А. Блока // Новый журнал. -1976. Ni от 1И 11-е1.¿-Z. I 8 ! jLJ.
  94. С.П. Куликовская битва как «символическое событие» // Александр Блок: Исследования и материалы. -Л., 1991. С. 22−48.
  95. С.П. Цифровая символика в поэме «Двенадцать» // Acta universitatis wratisla venis. -1976, — N 330.
  96. И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, рецензии. -М.: Искусство, i nm177J.
  97. Л.А. К вопросу об историософии Блока Я Александр Блок: Исследования и материалы. -Л., 1991. -С. 41−48.
  98. Исупов К Г. Историзм Блока и символистская мифология // Александр
  99. Блок: Исследования и материалы. -Л., 1991. -С. 3−21.
  100. Киприан (архимандрит) О религиозном пути Александра Блока // Вестникт>г^л/ TT into AT on po Г> плrL-лД. 17UO. — IN 0/-O0. — V^. uu-7t.
  101. Г. Поэтическое искусство (1904) // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 456−458.
  102. Е.Ф. Об Александре Блоке. -М.: Сов. писатель, 1987, — 141с.
  103. Ю.Княжнин В. Н. Александр Александрович Блок. -СПб.: Колос, 1922.-136 с.
  104. Л.В. Поэтика Александра Блока. // -Львов.: Изд-во Львовского-«т 1ПТЗ TOI „уН-лсг, 1 у i JA. JJL и.
  105. И.Т. „Сокрытый двигатель его“(Проблемы эволюции творчества А. Блока) -Киев: Высшая школа, 1980.- 216 с.
  106. O.A. Понятие „однострунность-многострунность“ у Блока // Александр Блок: Исследования и материалы. -Л., 1987. С. 69−78.
  107. Е.В. Мелодия книги: А. Блок редактор. -М.: Книга, 1992. — 143 с.
  108. В. Польская поэма Блока // Новый журнал. 1942, -N 2. С. 260 288- N 3. С. 309−324.
  109. А.Ф. История античной философии. -М.: Мысль, 1989. 208 с.
  110. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1QTC 1С. Н „1. / Э. -ju / v.
  111. А.Ф. Словарь античной философии. -М.: Мир идей, 1995. 232 с.
  112. НО. История русской философии. -М.: Сов. писатель, 1991. -480с.
  113. Ю.М. Блок и народная культура города // Блоковский сборник N 4. -Тарту, 1981. С. 7−26.
  114. Ю.М. Культура и взрыв. -М.: Гнозис, 1992. 272 с.
  115. Магомедова Д.М. A.A.Блок „Нечаянная радость“ // Блоковский сборник N 7. -Тарту, 1986. -С. 48−61.
  116. Д.М. Блок и Волошин (Две интерпретации мифа о бесовстве) // Блоковский сборник N11. -Тарту, 1990. -С. 39−49.
  117. Д.М. Концепция „музыки“ в раннем творчестве А.Блока // Филологические науки. 1975. — N 4. — С. 13−23.
  118. Д.М. О генезисе и значении символа „мирового оркестра“ в творчестве А.Блока // Вестник МГУ. -1974. N 5. — С. 10−19.
  119. Д.М. Проблема возмездия в творчестве Вяч.Иванова и Ал. Блока // Известия РАН Серия Л и Я. Т.52. 1993. — N 5. — С. 50−58.
  120. Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал.Блока // Блоковскийгг.,.,. xi i т-&trade-—' 1 rm о тс IiiwuOpnHK i а.- I ар 1 V, /z. v.-. z.>-iz. I.
  121. Д.Е. Критическая проза Блока // Блоковский сборник N 1. tLA С1 ТО СП1 ар I V, 1 7U4. Z. O-V I .
  122. Максимов Д. Е, Поэзия“ и проза Ал.Блока. -Л.: Сов. писатель, -1975. 528 с. 137 Малларме С. Критические работы // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 423−428.
  123. О.Э. Конец романа. // О. Э. Мандельштам Собр. соч. В 4 т.-г-“ л л. нг—mm г1 Т7Пд z., ivi. 1 срра, ±-уух. — u. iuu-^iu.
  124. О.Э. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. М.: Терра, 1991.
  125. Машбиц-Веров ИМ. Русский символизм и путь Александра Блока. -Куйбышев, 1969. -352 с.
  126. К.А. Концепция „нового человека“ и идея артистизма в творчестве А.Блока. -Владивосток, 1984,-184 с.
  127. Мельникова-Папоушек II. Россия // Воля России. -1925. -N 7−8. С. 176
  128. Д.С. Поли. Собр. соч. В 24 т. Т. 19−20. М.--1914.
  129. В.В. „Снежная маска“ и „Двенадцать“ (К вопросу о святочных мотивах в творчестве А. Блока) // Блоковский сборник N 6. -Тарту, 1985. С. 1928.
  130. С. Кредо (1892) Поэзия французского символизма. -М., 1993,1. С.453−454.
  131. Е.Л. Своеобразие романтического дуализма : Автореф. дис, .канд. филол. наук. -Тверь, 1998. 25с.
  132. Минский I I.M. От Данте к Блоку // Современные записки. 1921. — N 7. f lOO 1ПО К^. I OO-iUO.
  133. З.Г. А.Блок в полемике с Мережковскими // Блоковский сборник N1. А Т4.», т 1П01 Г* 1 1 П14. 1 ар 1 V, I701. -и. 1 I и- 1 Z.Z.
  134. З.Г. Блок и Гоголь // Блоковский сборник N 2. -Тарту, 1972. -С. 122 205.
  135. З.Г. Блок и русский символизм // Александр Блок: Новые исследования и материалы. Т. 92, кн. 1. -М., 1980. С. 98−172.
  136. З.Г. Лирика Александра Блока. -Тарту.: Изд-воТарт. ун-та., 1969,1 on л1 OU ъ.
  137. З.Г. Лирика Александра Блока. -Тарту.: Тарт. ун-та., 1975, — 166 с.
  138. З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах у русских символистов // Ученые записки Тартуского университета. 1979, — N 459, — С.1'Х лп
  139. З.Г. Об эволюции русского символизма // Блоковский сборник N 7. -Тарту, 1986. С. 7−24.
  140. З.Г. Поэтический идеал молодого Блока // Блоковский сборник N 1. -Тарту, 1964. С. 172−225.
  141. Минц З. Г'. Русский символизм и революция 1905−1907 годов // Блоковскийсборник N 8. -Тарту, 1988. С. 3−21.
  142. З.Г. Символ у Блока // В мире Блока. -М., 1981. С. 172−208.
  143. З.Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока // Блоковский сборник N 6. -Тарту, 1985. С. 3−18.
  144. З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике А.Блока // Ученые записки Тартуского университета. -Тарту, 1970. -Вып 251. С. 203−293.
  145. К.В. Александр Блок. -Paris: УМКА-Press, 1948.- 444 с.
  146. Е.Г. «Живая жизнь» как эстетическая универсалия серебряного века // Филологические записки. 1993. -N 1. — С. 41−49.
  147. Ф. Антихристианин // Сумерки богов. -М., 1989. С. 17−93.
  148. Ф. Так говорил Заратустра. -СПб.: Терра, 1996. 331 с.
  149. Ф. Но ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Избр. соч.: В 2 т. -М., 1990. Т. 2.1. Л 1 л «1. Ч-1Ч
  150. ВН. Поэма А. Блока «Двенадцать». -М.: Сов. писатель, 1967. 216 с.
  151. В.Н. Избранные работы. // Орлов В.II. Соч. В 2 т. -Л.: Худ.лит., 1982. -Т. 1. 663 с- Т.2.-687.
  152. H.A. Воспоминания об Александре Блоке // Блоковекий сборник N 1. -Тарту, 1964. С. 446−506.
  153. Пайман A. Coda (Последний год Блока) // Вестник РСХД. -1980. N 132. -С. 115−139.
  154. Памяти Блока. -Paris.: УМКА-Press, 1978. 100 с.
  155. В. «Соловьиный сад» Александра Блока // Грани. -1968. -N 68. -С. 132−136.
  156. П.П. Ранний Блок. -М., 1922.
  157. В. Революция как состояние души // Новый мир. 1992. — N 3. — С. 216−227.
  158. Поцепня Д. М Проза А. Блока: Стилистические проблемы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 136 с.
  159. И.С. Мифопоэтика А.Блока. -Владимир.: Изд-во ПТУ, 1994.1 /1 I J4 Ъ.
  160. И.С. Образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать» il Известия АН СССР Сер. Л и Я. Т. 50. 1991, — N 5. — С. 426−444.
  161. ИХ. Мифопоэтика Александра Блока.: Автореф. дис.. д-ра. филол. наук. -Воронеж, 1996. -82с.
  162. М.Ф. «Двенадцать» А.Блока. -Л.: ЛГПИ, 1976. 52 с.
  163. В. О «первом томе» Блока // Блок A.A. Собр. соч.: В 12 т. М.: Литера, 1995. T.I.-C. 364−378.
  164. Об Александре Блоке. СПб., 1921 -. С. 211−233.
  165. Э. О символизме // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 431−432.
  166. А. Современные поэты (1900) // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 455−456.
  167. П.А. Метрический репертуар А.Блока // Блоковский сборник N 2. -Тарту, 1972.- С. 218−268.
  168. . О современной поэзии (1910) // Поэзия французского символизма. -М., 1993. С. 459−460.
  169. П.П. Типы творчества (памяти Блока) // Русский узел евразийства. -М., 1997. С. 309−328.
  170. В.А. Первая книга А.Блока: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) И Блок А. Соч.: В 12 т. -М, 1995. Т. 1. — С. 420−436.
  171. В.А. Эстетика русского модернизма. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991, — 320 с.
  172. .В. Метафора и метафорический символ в поэтических циклах А.А.Блока: Автореф. дис.. канд. фил. наук. -Л., 1990. -15с.
  173. В. Мистика Ал.Блока // Возрождение. -1955. N 37−38. — С. 110−127.
  174. U.K. Поэтический строй лирики Блока. -Воронеж,: Изд-во В ГУ, 1984. 126 с.
  175. . И. Воля к подвигу // Звезда. 1955. -NIL
  176. .И. Поэт и его подвиг. -М.: Сов. писатель, 1984. 784 с.
  177. Соловьев В л. С. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. -СПб.- Худ.лит., 1994. 528 с.
  178. Вл.С. Собр. соч. В 2 т. Т2 М.: Мысль, 1990. 824с.
  179. P.C. А.Блок. Философская лирика 1910-х годов. -Пермь: Изд-во ПГУ, 1978. 112 с.
  180. P.C. «Русское» как предмет изображения в творчестве И.Бунина и
  181. A.Блока 1910-х годов // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. -Пермь, 1993.-С. 221−231.
  182. P.C. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунин, А. Блок,
  183. B.Маяковский): Авгореф. дис.. д-ра филол. наук. -Екатеринбург, 1992. -33с.
  184. В.И. Воспоминания о Блоке. // Блоковский сборник N 1. -Тарту, 1964.-С. 344−424.
  185. Стратановский С. Поэт и революция // Звезда. 1991. — N 11. — С. 150−161.
  186. Г. О четырех поэтах. -OPI, 1981. 188 с.
  187. Ф. Историософское и политическое миросозерцание А.Блока .//Воздушные пути. 1965. — N 1Y. — С. 241−255.
  188. н. Ф. Вячеслав Иванов // Л. Иванова Воспоминания: Книга об отце. -М.: Рик Культура, 1992, — С. 373−393.
  189. В.А. Интеллигенция и церковь // Новый путь. -1903, — N 1. С. 1 с 01ij-Zi.
  190. Тик Л. Белокурый Экберг // Жизнь льется через край (Сказки и истории немецких романтиков). -М., 1991. С. 42−57.
  191. Тик Л. Жизнь льется через край // Жизнь льется через край (Сказки и истории немецких романтиков). -M., -1991 ю С. 57−105.
  192. Л.И. Александр Блок. -М.: Изд-во МГУ, 1957. 182 с.
  193. Л.И. Об особенностях творческого пути А.А.Блока (1908−1910) // Филологические науки. -1983, -N 1. С. 11−19.
  194. Л.И. Творчество Александра Блока. -М.: Наука, 1963. 200 с.
  195. Л.Н. Собр. соч. В 22 т. Т. 12. -М.:Худ. лит, 1982. 480с.
  196. Топоров В Н. Ахматова и Блок. -Berkeley, 1981. 204 с.
  197. . Немецкие романтики и французские символисты // Поэзия французского символизма. -М., 1993. — С. 443−444.
  198. Ю.Н. Блок и Гейне // Об Александре Блоке. -СПб., 1921. С. 2351. ЛСЛ zvt.
  199. A.M. Александр Блок. -М.: Сов. Россия, 1976. 136 с.
  200. А. Александр Блок, Евгений Иванов и их окружение // Возрождение. -1967. -N 188. С. 48−78.
  201. О.В. Эволюция эстетического идеала в творчестве А.А.Блока 10-ых годов: Автореф. дис,. канд. филол. наук. -М., 1992. -16с.
  202. П. Столп и утверждение истины. -М.: Правда, 1990. -Т. 1.494с.
  203. П.А. Собр. соч. В 4 т. Т1. -М.: Мысль, 1996. -800с.
  204. H.A. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1996. -880с.
  205. A.B. Ал.Блок-драматург. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -184 с.
  206. A.B. Театр А.Блока и драматургия его времени. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 144 с.
  207. B.C. Блок и Гете // Блоковский сборник N 6. -Тарту, 1985. С. 2942.
  208. Г. П. На поле Куликовом // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Соч. В 2 т. Т. 1. -Спб: София, 1991.- 102−122.
  209. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  210. В.Ф. Блок и Гумилев // Некрополь. -Paris: УМКА-Press, 1976. С. 118−140.
  211. В.Ф. Конец Ренаты // Русский эрос или Философия любви в России. -М., 1991.-С. 337−349.
  212. Т.А. Музыка в жизни и творчестве А.Блока. -Л.: Музыка, 1974. -152 с.
  213. В.Б. Поэтический мир Александра Блока. (1908−1917): Автореф. дис.. канд филол. наук. -М., 1983. -17с.
  214. Н.Г. Движение мира у А.Блока // Вестник МГУ. Серия 9 (филология). 1993. — N 1.
  215. К.И. Книга об Александре Блоке. -Берлин: Эпоха, 1922. -170 с.
  216. О. Закат Европы. -Новосибирск: Наука, 1993. 584 с.
  217. Эллис Русские символисты. -М.: Мусагет, 1910.
  218. . В пути погибший // Об Александре Блоке. -СПб., 1921.1. С.7−38.
  219. .М. Судьба Блока // Об Александре Блоке. -СПб., 1921-С.39−63.
  220. Е.Г. Демократия, опоясанная бурей // Блок и музыка. J1.-M.: Сов. композитор, 1972. С. 58−84.
  221. Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. Очерки, фотографии из архива Пушкинского дома. -СПб.: Максима, 1995. 568 с.
  222. A.A. Конец трагедии. -Вильнюс- М.: Весть, 1992. 200 с.
  223. И.Г. О двух реминисценциях у Блока // Блоковский сборник № 8.-Тарту, 1988. С. 71−73.
Заполнить форму текущей работой