Уход от реальности
Для диагностики гипердинамического синдрома в психологической практике используется несколько методик: тест Тулуз-Пьерона, нейропсихологическая экспресс-диагностика «Лурия-90» Э. Г. Смирницкой и др. При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка: концентрировать внимание; доводить начатое до конца; контролировать свои движения; снимать мышечное напряжение… Читать ещё >
Уход от реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уход от реальности — еще один вариант неблагополучного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети часто «выпадают» из процесса обучения на уроке. Они не нарушают дисциплины, не мешают работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Кроме описанных выше проблем, связанных с поведением детей-дошкольников, в практической деятельности психолога встречается и ряд других. Они являются отклонением от нормы, а не симптомами психических заболеваний.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком.
должно стать выяснение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах. Для этого используют различные диагностические методы: тест «Руки» Э. Вагнера, тест «Сказка» Л. Дюсс, и другие. Коррекционная работа с ребенком должная вестись параллельно с работой с взрослыми, его окружающими. В работе с детьми дошкольного возраста, особенно с агрессивными детьми, показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Еще одним отклонением от нормы является — гипреактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Гиперактивность проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками.
Для диагностики гипердинамического синдрома в психологической практике используется несколько методик: тест Тулуз-Пьерона, нейропсихологическая экспресс-диагностика «Лурия-90» Э. Г. Смирницкой и др. При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка: концентрировать внимание; доводить начатое до конца; контролировать свои движения; снимать мышечное напряжение; контролировать свои эмоциональные проявления; расширять поведенченский репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Дети, страдающие гиперактивностью, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпение и участие. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так кА только выработка единой системы требования в дошкольном учреждении и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок, чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: развитие позитивного самовосприятия; повышение уверенности в себе и своих силах; развитие доверия к другим; корректирование страхов; снятие телесного напряжения; развития умения выражать свои эмоции: развитие навыков коллективной работы и самоконтроля. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам.
В заключении необходимо сказать, что все эти данные нарушения характерны для детей дошкольного возраста, развивающихся в рамках нормы. Но нельзя забывать, что любое такое нарушение при неоказании своевременной помощи может трансформироваться в более тяжелые случаи. Надо помнить, что при поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.