Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Комплекс игр и упражнений для развития коммуникативных способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Две страны. Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда — то давным-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое — грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они… Читать ещё >

Комплекс игр и упражнений для развития коммуникативных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общение без слов. Цель: переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Жизнь в лесу. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знаю человеческого языка. Но ведь им же надо както общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейших ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы. Воспитатель садиться на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда — то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда не слышали об этом?

А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их". Дети — люди лежат на полу и спят, дети — эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

Волны. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Муравьи. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: ктото таскает иголки для укрепления жилища, кто — то готовит обед, кто — то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинается танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

Внимание к другому. Цель: формировать способность видеть сверстника.

Общий круг. Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Переходы. Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали". Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Таким же образом можно меняться по цвету глаз — от самых светлых до самых темных.

Зеркало. Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас есть дома зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вас новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторить его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое — либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало.

Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность. Когда все зеркала будут работать нормально, воспитатель предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. «Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кемнибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что — то не получается.

Испорченный телефон. Игра для пятишести человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, …

Передай движение. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Согласованность действий. Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Сороконожка. Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по — прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Лепим скульптуры. Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скультуром, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в разных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что — то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Живые картины. Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой — либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника — молча расположить детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять. Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции остальным участникам подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Воспитатель следит за ходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями.

Весы. «Давайте поиграем с вами в весы, — говорит педагог. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое — двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что — нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.

Общие переживания. Цель: объединить детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

Злой дракон. Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два — три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках — коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой — пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжать поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Шторм. Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм — одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

Две страны. Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда — то давным-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое — грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, — будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача — заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

Курица с цыплятами. В игре участвуют мама — курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружит над ними, а потом улетает. Мама — курица выпускает своих цыплят из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы — курицы и коршуна можно поручить другим, особенно проблемным, детям.

Взаимопомощь в игре. Цель: научить детей сопереживать другому.

Старенькая бабушка. Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не слышат и не видят. Но их обязательно нужно отвести к врачу, а для этого им нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают тудасюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы. Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла — девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что — то просить, а ее хозяин — выполнять все ее просьбы и заботится о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Гномики. Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям по играть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает силу — он может загадывать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, у одного из наших гномиков не звучит колокольчик! Это такое для н его несчастье! Он теперь не сможет загадать желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может быть кто — то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?» Обычно кто — то из детей обязательно предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.

Заблудившийся ребенок. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тутто его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посоветовавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином язык е, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа воспитатель организует сюжетно — ролевую игру. Напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать. Помогает построить дом из воображаемых веток и камней. Сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных — агрессивных или, наоборот, замкнутых — детей.

Добрые слова и пожелания. Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Обзывалка. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать можно больше обидных прозвищ. Другой ребенок пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать более проблемных и агрессивных детей.

Спящая красавица. «Когдато очень давно злой волшебник решил заколдовать красавицу, которая жила в замке недалеко. Он ее усыпил, и вот уже более ста лет она спит беспробудным сном. Чары рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и скажет самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока каждая девочка не побывает в роли Спящей красавицы.

Пожелания. «Когдато давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято приглашать их в дом при рождении ребенка. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте играть в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы очень могущественные и ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто будет ребенком из вас? Не надо спорить, ведь вы все побываете в его роли.

Добрые волшебники. Дети садятся в круг. Взрослый рассказывает сказку: «В одной стороне жил злодей — грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его грубым словом. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселится. Расколдовать их могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли среди нас такие заколдованные дети. «А кто сможет их расколдовать, придумав им ласковые имена?» Обычно дети любят быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать его, называя его ласковыми именами.

Связующая нить. Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток, так чтобы у каждого оставалась нить. Передача клубка сопровождается добрыми пожеланиями другим. Взрослый начинает первый, показывая пример. Затем, обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что — то сказать. Когда клубок возвращается взрослому, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя, что они составляют одно целое, что каждый значим и важен в этом целом.

Если бы я был королем. Дети сидят в кругу, а воспитатель рассказывает: «Вы знаете о том, что королям можно все? Давайте представим, что если бы были королями, чтобы мы тогда подарили соседу. Придумали? Пусть тогда каждый расскажет о своем подарке. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, я бы подарил тебе…». Придумывайте такие подарки, которые бы обрадовали вашего соседа, ведь какая девочка будет рада, если ей подарят машинку, а вот если красивую куклу… не забудьте о благодарности королю, ведь после этого вы сами станете королем.

Открытки в подарок. Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами нарисуем открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему соседу. Она должна быть красивая, добрая и ласковая. Когда открытка будет готова, я подойду, и вы продиктуете добрые пожелания вашему другу, а затем подарите ее другу».

Помощь в совместной деятельности. Цель: развивать чувство взаимопомощи, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Рукавички. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным узором, который не закрашен. Количество пар рукавичек, должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку предлагается вырезать из бумаги рукавичку и найти ее пару, с таким же узором. Образуют пару только одинаковые рукавички. Дети ищут свою пару и ходят по комнате. Как только пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить их. Дается всего три карандаша разных цветов.

Мастер и подмастерья. Воспитатель делит группу на подгруппы по три — четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Взрослый говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию. В нем участвуют самые лучшие мастера, у каждого из которых есть свои подмастерья, которые должны точно выполнять все его инструкции. Аппликацию нужно создать в самые короткие сроки. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен искать нужные цвета, другой — вырезать фигуры, третий — намазывать клей. Сам мастер будет наклеивать на лист детали. После того, как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина. Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, как в самом начале мы играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, никогда не сорились, готовые всегда прийти на помощь. Сегодня мы с вами нарисуем лес и всех его обитателей. Ведь мы так на него похожи: мы тоже добрые, не ссоримся и помогаем друг другу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой