Организация изучения покупательского спроса
Из определения видно, что потребность и спрос как экономические категории хотя и близки, но не совпадают, так как потребность — понятие более широкое. Особенностью потребностей общества является постоянное увеличение их объема и улучшение в структурном отношении. В значительной степени это проявляется с повышением жизненного уровня населения, В целом покупательский спрос представляет собой спрос… Читать ещё >
Организация изучения покупательского спроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие, цели и задачи изучения покупательского спроса
Потребительский рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары и услуги для личного потребления. Он характеризуется огромным количеством отличающихся друг от друга покупателей, что определяет его неоднородность. Соответственно у отдельных групп потребителей будут неодинаковые требования к товарам и услугам, формам продажи и методам обслуживания, рекламе и т. д. Такая ситуация требует от торговых организаций серьезной коммерческой работы по изучению покупательского спроса населения.
Спрос — это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательной способностью, т. е. деньгами [16, c. 53].
Из определения видно, что потребность и спрос как экономические категории хотя и близки, но не совпадают, так как потребность — понятие более широкое. Особенностью потребностей общества является постоянное увеличение их объема и улучшение в структурном отношении. В значительной степени это проявляется с повышением жизненного уровня населения, В целом покупательский спрос представляет собой спрос на товар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услугу отражает поведение массового потребителя, вызванное влиянием определенных факторов.
Объем и структура покупательского спроса находятся в тесной взаимосвязи. Так, рост объема вызывает изменения и в структуре покупательского спроса.
Определение объема и структуры спроса населения на предстоящий период необходимо в целях:
- — составления экономически обоснованных заказов организаций торговли на производство товаров народного потребления;
- — правильного формирования ассортимента товаров торговых организаций;
- — обеспечения бесперебойной торговли товарами народного потребления, т. е. удовлетворения спроса населения.
В настоящее время на рынке существует огромное количество аналогичных изделий, поэтому увеличение реализации возможно за счет поиска товаров улучшенного качества, новых видов.
Задачи изучения спроса можно объединить в две группы [16, c. 55].
- 1. Прогнозирование возможности реализации товаров:
- — определение ожидаемой продажи товаров в целом и по отдельным видам;
- — возможность внедрения новых товаров;
- — замена имеющихся товаров у населения новыми.
- 2. Развитие потребностей общества и формирование покупательского спроса. Эту задачу можно решить за счет воспитания вкусов населения, насыщения рынка высококачественными товарами, соответствующими потребностям населения и т. д.
Изучение спроса населения на товары народного потребления в организациях торговли целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- — текущее изучение спроса;
- — прогнозирование спроса.
Результаты текущего изучения спроса населения на товары народного потребления используются в основном для составления текущих заказов торговли на производство и поставку товаров народного потребления в развернутом ассортименте, а также для решения проблем развития отрасли, прогнозирование спроса проводится для определения тенденций развития спроса населения в будущем. Процесс изучения покупательского спроса на товары организациях торговли представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Основные этапы изучения спроса населения в организациях торговли
Этап изучения спроса населения. | Цель этапа. |
1. Систематические наблюдения за ходом формирования и развитием спроса. | Определение размера потребности в товарах, требований покупателей к ассортименту, качеству, внешнему виду и оформлению товаров. |
2. Группировка установленных изменений, сдвигов и колебаний. | Получение характеристики спроса за определенный период времени. |
| Формирование ассортимента товаров в торговой организации Формирование спроса населении на товары народного потребления. |
Примечание — Источник: [16, c. 56].
Результаты изучения спроса населения используются для правильного формирования ассортимента товаров в организациях торговли. Изучение спроса населения должно значительно опережать производство товаров народного потребления. Для этого организации торговли должны:
- — систематически наблюдать за развитием спроса в районе деятельности;
- — определять размеры потребностей в товарах, реализуемых организацией;
- — выявлять требования покупателей к ассортименту, качеству, внешнему оформлению изделий;
- — устанавливать перечень товаров, пользующихся повышенным и пониженным спросом населения, и причины этого.
Покупательский спрос населения, на товары народного потребления непостоянен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, природно-климатических и др. Все факторы взаимосвязаны. Характерно, что одни факторы вызывают изменения объема спроса и его структуры, другие — только структурные изменения. Так, рост денежных доходов населения увеличивает общий объем и структуру спроса. Изменение уровня цен на товары меняет объем спроса на отдельные товары, и в связи с этим изменяется структура спроса в целом. Структурные изменения спроса могут вызвать ряд специфических факторов, характерных только для одного вида товаров. Например, увеличение зоны приема телевизионных сигналов ведет к росту спроса на телевизоры.
Таким образом, спрос — это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах на потребительском рынке или форма проявления той части потребностей, которая обеспечена покупательной способностью, т. е. деньгами. Задачи изучения спроса является прогнозирование возможности реализации товаров и развитие потребностей общества и формирование покупательского спроса. Покупательский спрос населения, на товары народного потребления непостоянен и изменяется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, природно-климатических и др.