Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Изложение основного материала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационная поведение отражается в умении ориентироваться в информационном пространстве, в навыках владения информационными технологиями, в умении адекватно оценивать и продуктивно использовать полученную информацию. Способность создавать, распространять и отвечать за распространение новых информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Хотя техническая сторона… Читать ещё >

Изложение основного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия появилось много научных исследований и разработок, посвященных проблеме адаптации человека в информационном обществе. Затрагиваются вопросы информационного мировоззрения, информационного стиля мышления, компьютерной грамотности, сетевого этикета, информационной безопасности, информационного поведения или, обобщая все вышеперечисленное, — вопросы информационной культуры личности и общества в целом. Исследованию информационной среды и роли в ней человеческого фактора посвящены работы П. Сорокина, В. Манталовой, А. Соколовой, А. Ершова.

Понимая важность наличия высокого уровня информационной культуры именно у студентов, будущего потенциала и перспективы государства, проблему формирования информационной культуры, информационной компетентности изучают педагоги, философы, социологи, психологи. В психолого-педагогической литературе широко рассматриваются вопросы формирования информационной культуры С. Антоновым, А. Витухновской, В. Сухиным, Н.Гендиной.

Активизация научного внимания к исследованию информационной культуры и особенностям ее формирования в образовательной среде, прежде всего, обусловлена требованиями современного информационного общества, его потребностями в образованных, интеллектуальных, информационно грамотных, нравственных специалистах, способных к гармоничному деловому и личностному сосуществованию в относительно новых для них условиях информационного мира.

Термин «информационная культура» несет серьезную смысловую нагрузку. В нем отображены требования информационного общества к интеллектуальному, нравственному, духовному развитию человека. Поведение личности в информационном мире также является составляющей информационной культуры.

Ю. Дрешер, дает такое определение информационному поведению: «Информационная поведение — это совокупность усилий, действий человека для получения и усвоения, использования и создания нового знания, его передачи и распространения в обществе» [1]. Информационное поведение как цель информационной коммуникации рассматривают А. Тимовчак-Максимец, А. Пелещишин. [5]. П. Сорокин считает информационное поведение отражением информационной культуры личности. Информационную культуру как «компьютерную этику», необходимую в условиях информационного социокультурного пространства рассматривают Е. Кулакова, М. Шакурова [2].

Информационная поведение отражается в умении ориентироваться в информационном пространстве, в навыках владения информационными технологиями, в умении адекватно оценивать и продуктивно использовать полученную информацию. Способность создавать, распространять и отвечать за распространение новых информационных продуктов также лежит в компетенции информационного поведения. Хотя техническая сторона информационного поведения значительна, нельзя рассматривать данный феномен однобоко. информационный поведение воспитание студент Использование компьютерной техники стало причиной того, что созданные компьютером модели, ситуации стали также иметь нравственную оценку. За все действия, что выполняются техникой, отвечает человек, именно он является генератором всех идей, поэтому игнорировать нравственную и этическую стороны информатизации нельзя. За любым действием, выполняемым компьютерной программой, законным или преступным, всегда стоит индивидуум [3]. Следовательно, информационное поведение — это также моральные нормы и принципы, которыми руководствуется личность во взаимодействии с технически обеспеченным информационным сообществом; это культура сетевого общения, соблюдение сетевого этикета, знание и соблюдение правил информационной безопасности.

Перечисленные качества не всегда формируются посредством социализации личности, достаточно часто социализация наоборот, формирует неправильное информационное поведение. Примерами этому являются агрессивные диалоги в социальных сетях, повышенный интерес к безнравственным, аморальным сайтам, незнание правил безопасности в сети, неумение защитить себя от виртуальных преступников. Именно поэтому важно вести просветительную и воспитательную работу в учебных заведениях всех уровней, и, особенно высших.

Важно отметить, что реалии жизни современного студента ориентированы, в основном, на информационный образ жизни. Для подавляющего большинства студентов Интернет, в частности, социальные сети, компьютерные игры, видеоматериалы является главным, и, зачастую, единственным источником информации. В силу же своих возрастных особенностей студенты еще не имеют достаточного социального жизненного опыта, ценностные ориентиры не окончательно сформированы, а знаний недостаточно для того, чтобы понимать законы и принципы информационного мира. Стоит отметить, что чем поверхностнее информационное мировоззрение, чем слабее развита способность к критическому рациональному мышлению, тем большему воздействию подвергается личность, а это влечет за собой негативные поведенческие поступки.

Учебно-воспитательная система высших учебных заведений способна реализовать задачу воспитания информационного поведения. Для достижения поставленной цели необходимо определить стратегию воспитания, конкретизировать задачи, учесть психологические, возрастные особенности студентов. Важно также выделить критерии, по которым можно оценивать уровень информационного поведения.

Учеными доказано, что информационное поведение можно сопоставлять и оценивать [1], [5]. Исследуя и анализируя многообразие проявления информационного поведения студентов, целесообразно выделить для диагностики следующие компоненты:

ь Способность к самооценке собственного уровня информационной компетентности;

ь Активность в создании и распространении новых информационных продуктов, нового знания;

ь Знание и соблюдение сетевых норм этикета, правил информационной безопасности;

ь Уровень культуры электронного профессионального общения;

ь Понимание значимости знаний, непрерывного образования и стремление к ним.

Такую диагностику можно проводить известными методами анкетирования, тестирования, а также с помощью наблюдения.

Объективная диагностика дает возможность выделить направления, по которым необходимо направлять процесс воспитания культуры информационного поведения. Считаем, что такими направлениями могут быть:

  • 1) обучение тезаурусу, обеспечивающему общую и профессиональную подготовку личности к жизнедеятельности в информационном обществе;
  • 2) воспитание информационного мировоззрения, которое проявляется в ценностных ориентациях;
  • 3) развитие умений и навыков свободного владения информационно-компьютерными технологиями и воспитание привычки их широкого использования;
  • 4) развитие познавательных сил и творческих способностей с применением компьютерных технологий;
  • 5) формирование этических, нравственных, правовых норм поведения в информационном пространстве;
  • 6) развития сетевой коммуникабельности, культуры электронного общения;
  • 7) воспитание качеств, необходимых личности для гармонического сосуществования в информационном мире: толерантности, порядочности, рассудительности, доброжелательности.
  • 7) эстетическое воспитание;
  • 8) формирование ответственности, моральных принципов и норм за все действия, выполняемые человеком с помощью компьютерных и информационных технологий.

Следует отметить, что формирование информационного поведения должно быть непрерывным, целостным педагогическим процессом с активной двусторонней связью. Оно должно реализовываться посредством включения студентов в познавательную деятельность. Различного вида практическая познавательная деятельность способна развивать коммуникабельные способности, воспитывать ответственность, толерантность, доброжелательность и другие, нравственно ценностные качества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой