Cравнения в лирике М.Ю.Лермонтова
Интересно, что образами сравнений часто выступают животные. Это усиливает их экспрессивность и делает сравнения более яркими. Особенность этой группы сравнений в лирике в том, что признак в них не указывается, его как бы вытесняет образ — четкий, конкретный, выразительный: Сравнения, употребленные для описания свойств личности героя. В качестве предмета сравнения здесь встречаются такие черты… Читать ещё >
Cравнения в лирике М.Ю.Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Семантические особенности сравнений
Анализ различных типов сравнений целесообразно начать с разграничения их в зависимости от того, что является предметом сравнения. Это позволит определить, к каким областям жизни наиболее часто обращается автор в своей поэтической речи и какие ассоциации и образы у него при этом возникают.
Большая часть сравнений, предметом которых являются абстрактные понятия, встречается в лирике М. Ю. Лермонтова. Эта группа сравнений является самой многочисленной, и поэтому их можно поделить еще на подгруппы:
А.Сравнения, выражающие временные понятия, в эту подгруппу вошли также сравнения, обозначающие такие свойства и времени, как жизнь и по контрасту к ней — смерть; этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость; времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени — час. Например:
Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись [12., 31].
Оригинальны и необычны сравнения, предметом которых становятся времена суток:
Луна, взойдя на небе голубом,.
Играла в стеклах радужным огнем;
Все было тихо, как луна и ночь, И ветер не мог дремоты превозмочь [12., 107].
Б. Во вторую по объёму подгруппу вошли сравнения, предметом которых являются такие слова, как «звук», «слово», «голос», «речь». Образы их очень интересны и необычайно разнообразны.
Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый,.
Как птичка в клетке, Сердце запрыгает; [12., 166].
В. Также, среди абстрактных понятий много сравнений, предметом которых является выражение различных эмоций и чувств. Например, такое чувство, как любовь:
Они любили друг друга так долго и нежно, С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи, И были пусты и хладны их краткие речи [12., 217].
В этой подгруппе встречаются и такие сравнения, предметом которых являются отчаяние, печаль, обида, горе, одиночество, разочарование, скука, радость, счастье, волненье:
Мой смех тяжел мне как свинец:
Он плод сердечной пустоты… [12., 68].
В душе моей, как в океане,.
Надежд разбитых груз лежит [12., 130].
В эту же подгруппу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэта возникают ассоциации с различными помещениями. Область души и сердца, внутренний мир человека как бы принимают реальные земные очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций, но и людей, дорогих и любимых:
О сумрачных, но вместе милых днях, Когда в душе искал ты, как в пустыне,.
Остатки прежних чувств и прежние мечты? [12., 98].
Г. Очень часто в лирике М. Ю. Лермонтова предметом сравнения становятся сами стихи. Образами их сравнения выступают самые различные понятия.
И стих безумный, стих прощальный В альбом твой бросил для тебя, Как след единственный, печальный, Который здесь оставлю я [12., 126].
Также часто встречаются в стихотворениях М. Ю. Лермонтова сравнения, дающие портретные характеристики человека. Подобные сравнения описывают героя с разных сторон и поэтому также подразделяются на подгруппы.
А. Сравнения, характеризующие целиком внешний образ:
Подалее на креслах там другой;
Едва сидит согбенный сын земли;
Он как знаток глядит в лорнет двойной;
Власы его в серебряной пыли [12., 61].
Б. Сравнения, предметом которых являются части тела человека.
Они белы, как пена волн, Биющихся у скал;
Уста, любимицы бесед, Впервые хлад сковал [12., 69].
В. Много сравнений, предметом которых является лицо:
И бледны щеки мертвеца, Как лик его врагов Бледнел когда являлся он Один средь их рядов [12., 70].
Безусловное большинство среди портретных сравнений занимают сравнения, описывающие глаза.
И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали [12., 165].
Сравнения, характеризующие различные предметы. Эта группа очень разнообразна и включает в себя предметы из самых разных областей жизни.
Все платья, шляпы, букли ваши вздор Такой же вздор, какой твердите вы, Когда идете здесь толпой комет, А маменьки бегут за вами вслед [12., 62].
Там крест к кресту челом Нагнулся, будто любит, будто сон Земных страстей узнал в сем месте он… [12., 56].
Пред мной готическое зданье Стоит, как тень былых годов [12., 51].
Если вспомнить, что абстрактные понятия очень часто сравнивались с конкретными, осязаемыми предметами, то становится очень интересным тот факт, что в лирике предметы часто сравниваются с абстрактными явлениями, например, со сном:
Как часто пестрою толпою окружен,.
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон [12., 184].
Среди сравнений этой группы в лирике много таких, предметом которых становится верхняя одежда:
Царю небесный!
Спаси меня От куртки тесной, Как от огня [12., 148].
Очень характерно для М. Ю. Лермонтова сравнение материи с разными другими предметами:
Когда гляжу, то, право, жалко мне, Что вкус такой имеет модный свет.
Ведь думают тенетом лент, кисеей, Как зайчиков, поймать моих друзей [12., 63].
Также очень интересны сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например:
В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит [12., 130].
Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках. Одна из наиболее интересных групп — это сравнения, которые используются М. Ю. Лермонтовым в создании пейзажа:
Люблю я цепи синих гор, Когда, как южный метеор, Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна [12., 122].
Природа в изображении М. Ю. Лермонтова так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:
Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы! [12., 92].
Встречается и сравнение явлений природы с абстрактными понятиями:
Чисто вечернее небо Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое! [12., 92].
Сравнения, выражающие действия. Эта группа включает в себя сравнения, выражающие различные действия и состояния, в лирике в частности, такие, как уход, приход, ожидание. Например:
Он вышел мрачно, твердо, Прыгнул в седло и поскакал стремглав, Как будто бы гналося вслед за ним Раскаянье… [12., 87].
Как видно из примеров, в лирике действия часто сравниваются с абстрактными понятиями, которые подчеркивают их легкость, быстроту и непосредственность.
Сравнения, характеризующие внутреннее состояние героев. В эту группу вошли такие сравнения, как:
Он не привык прекрасное ценить, Как тот, кто в грудь втеснить желал бы всю природу [12., 119].
Сравнения, употребленные для описания свойств личности героя. В качестве предмета сравнения здесь встречаются такие черты, как нежность, ласковость, осторожность, слабость, скромность, сила, могущество, доброта, изменчивость, холодность и другие черты:
Идет ли — все ее движенья, Иль молвит слово — все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной простоты [12., 167].
Интересно, что образами сравнений часто выступают животные. Это усиливает их экспрессивность и делает сравнения более яркими. Особенность этой группы сравнений в лирике в том, что признак в них не указывается, его как бы вытесняет образ — четкий, конкретный, выразительный:
Терзать и мучить любит он;
В его речах нередко ложь;
Он точит жизнь, как скорпион.
Ему поверил я — и что ж! [12., 51].