Заключение.
Демонологические образы в романтических повестях первой половины XIX столетия
Подобные идеи оказываются близки и авторам «Уединенного домика на Васильевском». Они показывают, как исподволь завладевает человеческими душами зло, носителем которого выступает дьявол-Варфоломей. Правда, Пушкин и Титов не столь оптимистичны, как Погорельский. Своей повестью они дают читателям понять, что соприкосновение со злом, даже происходящее по легкомыслию или неведению, оставляет в душах… Читать ещё >
Заключение. Демонологические образы в романтических повестях первой половины XIX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Романтизм, получивший широкое распространение в России, начиная с 1810-х годов, оказал серьезное влияние на литературную жизнь страны. Первоначально романтизм проявил себя в поэзии, позже представители этого направления начинают создавать прозаические произведения, прежде всего — повести.
В повестях Погорельского, Пушкина и Титова, Сомова перед читателями предстал своеобразный образный мир, наполненный не только реальными людьми, но и разнообразной нечистью. Наличие в произведениях образов демонологических существ может быть объяснено рядом причин, которые связаны с теми эстетическими принципами, на которых базировалось литературное направление. В первую очередь, в данном случае сыграла свою роль субъективность, в целом свойственная романтизму. Рассматривая творческий акт как процесс самовыражения, романтики выступали против всех «правил», ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. Поэтому, создавая художественные образы, они принимали во внимание не столько объективные закономерности действительности, сколько характер своего мировосприятия. В повестях нашел свое яркое отражение принцип романтического двоемирия. В той или иной мере не приемля современность, находясь в разладе с окружающей реальностью, которая представлялась им слишком «прозаической», романтики противопоставляли ей вымышленный мир, наполненный загадками и мистическими тайнами и населенный необыкновенными персонажами.
Романтические образы, отражая те или иные элементы действительности (как это свойственно природе любых художественных образов), становятся в то же время ярким воплощением представлений писателей о сущности бытия. Воспринимая социальные обстоятельства как враждебные человеческой личности и пока еще не умея точно обозначить те силы, которые губительно воздействуют на окружающую жизнь, писатели представляли их в образах демонических существ.
Кроме того, одним из важнейших стимулов появления и развития фантастической повести в России явилась идея народности. Она трактовалась писателями и критиками как отражение в художественных текстах «народного духа», то есть изображение быта, нравов и обычаев простых людей, обращение к поверьям и суевериям, преданиям и фольклорным произведениям. В связи с этим романтики достаточно часто рисовали в своих произведениях образы демонологических существ, которые воспринимались как ярчайшее порождение фантазии народных масс.
Создавая образы представителей нечистой силы, писатели испытывали на себе влияние двух традиций: литературной и народной. Произведение Погорельского явно связано с немецкой романтической литературой, в частности, с творчеством Гофмана. В то же время автор первой русской фантастической повести опирался на народные представления о связях людей с потусторонними силами. Устный рассказ Пушкина, который лег в основу повести «Уединенный домик на Васильевском», очевидно, был порожден знакомством писателя с целым рядом произведений как русской, так и зарубежной литературы. Среди них может быть названа повесть знаменитого французского мистика XVIII столетия Жака Казота «Влюбленный дьявол», «Лафертовская маковница» А. Погорельского, древнерусская «Повесть о Савве Грудцыне», жития святых (в первую очередь — «Киево-Печерский патерик»). Кроме того, Пушкин мог ориентироваться на рассказы, которые слышал от своей няни, Арины Родионовны, или крестьян во время пребывания в ссылке в селе Михайловское. Сомов ориентировался, в первую очередь, на малороссийские народные предания. Кроме того, являясь профессиональным журналистом, критиком и переводчиком, он был хорошо знаком с новинками европейской и русской литературы. Так что ни в коей мере нельзя отрицать то, что Сомов учитывал опыт своих предшественников и современников (в том числе и Гоголя, который публиковал в это время «Вечера на хуторе близ Диканьки).
В повестях Погорельского, Пушкина и Титова изображен целый ряд демонических существ: ведьма, кот-оборотень, дьявол, черти и т. п. Особенно широко подобные существа представлены в повести Сомова «Киевские ведьмы», которую по праву можно было бы назвать «энциклопедией народной демонологии», отличающуюся особой этнографической точностью.
Рисуя образы демонологических существ, писатели изображают их на фоне достаточно детально выписанных бытовых реалий и картин и обыденной жизни. Повествование в каждой из повестей строится на постоянном переплетении сверхъестественного и реального. Учитывая характер народных воззрений, авторы нередко описывают сообщников дьявола как вполне обычных (на первый взгляд) людей, точнее, как индивидуумы, которые обладают свойствами и видимыми приметами представителей человеческого рода.
Писатели не стремятся к углубленному изображению индивидуальных черт демонических существ, к обрисовке их психологического облика. Описания внутреннего мира персонажей по преимуществу эскизны, в той или иной степени односторонне схематичны, ограничены лишь указаниями на наиболее существенные признаки. Истинная суть пособников сатаны раскрывается в основном через их поведение в тех или иных ситуациях, речевые и портретные характеристики, описание обстановки, которая их окружает.
Большинство персонажей отличается четко обозначенной негативной сущностью. Они выступают как носители зла, как существа, враждебные людям. Исключение составляют героини повестей Сомова (Горпинка и Катруся), которые оказываются в сонме дьявольских сил поневоле.
Опираясь на народные верования и суеверия и традиции романтической литературы, авторы повестей создают увлекательные, отличающиеся особым драматизмом сюжеты. Фантастика служит в романтических повестях важным средством выражения определенных идейных тенденций.
Автор «Лафертовской маковницы» подчеркивает, что власть демонических сил над людьми во многом зиждется на том, что они умело играют на человеческих слабостях, вовлекая людей в процесс погони за материальными благами. Вводя в произведении в целом характерный для романтиков мотив нечистой силы денег, Погорельский стремится доказать, что зло не всесильно. Человек может победить его, если преодолеет алчность и эгоизм, одержит верх над темными побуждениями, которые таятся на дне его собственной души.
Подобные идеи оказываются близки и авторам «Уединенного домика на Васильевском». Они показывают, как исподволь завладевает человеческими душами зло, носителем которого выступает дьявол-Варфоломей. Правда, Пушкин и Титов не столь оптимистичны, как Погорельский. Своей повестью они дают читателям понять, что соприкосновение со злом, даже происходящее по легкомыслию или неведению, оставляет в душах людей неизгладимый след и навсегда калечит их судьбы. Никто из персонажей-людей не совершает страшных преступлений, но последствия их маленьких проступков и общения с темными силами оказываются необратимыми.
Автор «Русалки» и «Киевских ведьм», обращаясь к народной демонологии, не стремился донести до читателей какие-либо философские или этические идеи. Свою основную задачу писатель видел в том, чтобы передать дух украинского народа, выражающийся в его суевериях и поверьях. В повести Сомова «Киевские ведьмы» многочисленные демонологические существа выступают как персонифицированное воплощение темных начал бытия. Именно они становятся источником преступления против естественных человеческих чувств — любви казака Федора Блискавки и его жены Катруси. Главная героиня повести «Русалка» — Горпинка — оказывается не столько пособницей дьявольских сил, сколько жертвой того зла, которое царит в окружающем девушку мире. Более того, именно превратившись в русалку, Горпинка может отомстить за нанесенные ей обиды и хотя бы отчасти восстановить справедливость.