Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Контекст и речевая среда во взаимодействии с речевым актом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди зарубежных лингвистов явление контекста в сравнении с КС подробно описал Т.А. ван Дейк. Контекстом он считает «ситуацию речевого взаимодействия, или интеракции». В контекст Т.А. ван Дейк включает, как и другие ученые, участников КС, время и место, а также так называемые «внутренние структуры», куда входят знания, представления о мире, цели и намерения. В отличие от КС, характерной чертой… Читать ещё >

Контекст и речевая среда во взаимодействии с речевым актом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нашей работе мы не раз упоминали термин «контекст». Действительно, изучать какие-либо явления в лингвистике в большинстве случаев представляется сложным без включения контекста. Нам данный термин будет полезен, потому что объектом нашего исследования являются не просто СС, а высказывания и РА, которые невозможно рассматривать только с грамматической точки зрения, отдельно от ситуации общения. Для того, чтобы дать данным явлениям прагмалингвистическое описание, необходим контекст. В данном параграфе нам предстоит разобраться с тем, что же именно понимать под термином «контекст» .

Изучением данного вопроса занимались несколько ученых. Еще раз отметим, что любое высказывание реализует свои функции во взаимодействии с внешней средой. Среда — это множество языковых (в части случаев также и неязыковых) элементов, играющее по отношению к исходной системе высказывания роль окружения, во взаимодействии с которым эта система выполняет свою функцию. А. В. Бондарко выделяет два вида среды. Первый вид — это системно-языковая, или парадигматическая среда, а именно окружение языковой единицы в парадигматической системе языка, выражение лексических единиц в грамматических формах. Второй вид — речевая среда, то есть окружение исходной системы в речи, а именно контекст и речевая ситуация. Контекст относится к внутриязыковой среде, а речевая ситуация, подразумевающая наличие таких социальных факторов, как, например, коммуникативная установка, статус и ролевые отношения участников коммуникации, — к внеязыковой среде (Бондарко 1984: 10).

Более общее понимание контекста, без разделения среды на виды, дается Н. Д. Арутюновой и Е. В. Падучевой: контекст — это совокупность таких факторов, как субъект речи и ее получатель, фонд их знаний и мнений, а также ситуация (место, время), в которой осуществляется коммуникация (Арутюнова, Падучева 1985: 6).

Согласно Н. Д. Арутюновой и Е. В. Падучевой, в контексте речевой коммуникации присутствуют следующие характеристики, называемые индексом: говорящий, слушающий, время и место РА. (Там же: 19) Высказывание воспринимается слушающим в совокупности с его формальным значением, оформленным соответствующей лексикой и грамматическими формами, а также в связи с прагматическими фактами, как-то время, место и личные знания слушающего. Личные, или фоновые, знания включают в себя знание о мире или среде, в которой происходит КС, знание контекста, а также знание языка. При этом необходимо учитывать не только фоновые знания слушающего, но и таковые говорящего, так как в зависимости от них может меняться цель высказывания. Фоновые знания говорящего и слушающего влияют, в первую очередь, на степень понимания слушающим интенции говорящего. Отмечается, в частности, что говорящий скорее добьется выполнения своей цели или ему будет проще донести ее до того слушающего, с кем он находится в близких отношениях, так как участники РА в данном случае будут иметь больше общих фоновых знаний, либо слушающий заведомо будет иметь представление о некоторых предшествующих намерениях и целях говорящего. Затруднение понимания возникает, если участники мало знакомы и имеют разные фоновые знания, что может возникнуть вследствие, например, несовпадения культур говорящего и слушающего.

Л.П. Чахоян считает целесообразным использовать для термина «контекст» определение Г. В. Колшанского — контекст есть внутренняя характеристика коммуникации, т. е. такие его свойства, которые диктуют анализ любого звена цепи высказываний только при учете всех его прямых, непосредственных и опосредованных окружений (Цит. по Чахоян 1988: 128).

Среди зарубежных лингвистов явление контекста в сравнении с КС подробно описал Т.А. ван Дейк. Контекстом он считает «ситуацию речевого взаимодействия, или интеракции». В контекст Т.А. ван Дейк включает, как и другие ученые, участников КС, время и место, а также так называемые «внутренние структуры», куда входят знания, представления о мире, цели и намерения. В отличие от КС, характерной чертой контекста является его динамический характер. Контекст является не статичным явлением, это последовательность действий, цепочка событий. Таким образом, контекст оказывается шире одной КС и РА (Dijk 1977: 212).

Важность знания контекста обусловливается также следующим фактором. Может показаться, что контекст необходим только при описании некоторых сложных случаев, а именно там, где высказывание употребляется в несвойственной ему функции, то есть, где имеет место имплицитное, либо косвенное выражение высказывания. Однако даже в случае с конвенциональными РА мы не можем пренебрегать контекстом, так как они будут иметь должную силу только тогда, когда будут произнесены в определенном месте, в соответствии с определенной системой и в определенной ситуации общения.

Таким образом, понятие контекста оказывается важным для рассмотрения РА. Нами были рассмотрены мнения разных лингвистов. Это дает нам возможность определить составляющие контекста, которые являются общепринятыми, и которые мы и будем в дальнейшем включать в понятие контекста. Такими составляющими являются участники КС (нас будет интересовать два, говорящий и слушающий), время, ситуация и место общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой