Система упражнений в работе с песенным материалом
При разучивании новой песни выполняются последовательно все упражнения этой серии. Как видно из приведенных упражнений, в четвертом цикле этой серии основной акцент переносится на совершенствование интонационных навыков на базе песенных текстов. Упражнения этого цикла выполняются без опоры на печатный текст песни — к этому времени, как правило, текст заучивается учащимися наизусть. Цель данной… Читать ещё >
Система упражнений в работе с песенным материалом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Комплексы упражнений, связанные с применением песенного материала на занятиях английского языка своеобразны и в том плане, что в них переплетаются лингвометодические и музыкальные задачи.
Решение лингвометодических задач с этой специфической двуединой целеустановкой предполагает:
- 1) сознательный подход к пониманию и овладению ритмикой английских слов и предложений;
- 2) опору на слухо-зрительную основу (печатные тексты песен и нотное их выражение, звучащую фонограмму песни);
- 3) высокую активность каждого учащегося в хоровом пении;
- 4) воздействие музыки на активность учащихся, создание благоприятного психологического климата на уроке.
Для формирования и совершенствования речевых навыков с применением английских песен целесообразным является комплекс упражнений, состоящий из двух серий: серия упражнений 1) для развития фонетических навыков и серия упражнений 2) для совершенствования лексико-грамматических навыков.
Принимая во внимание специфичность учебного материала (песни на изучаемом языке), считаем наиболее оптимальным формирование всех речевых навыков в комплексе. Однако на самом начальном этапе, в начале учебного года, необходимо больше внимания уделять фонетической стороне звучащей песни. Это особенно актуально при введении и закреплении новых звуков. Так, на первых занятиях при разучивании песен особое внимание учащихся следует обращать на восприятие и произнесение звуков вводимых слов песни. На последующих этапах особый акцент ставится на задачах формирования лексико-грамматических речевых навыков, при этом формирование произносительных и интонационных навыков происходит параллельно с решением задач обучения устной речи.
Рассмотрим последовательно серии упражнений для формирования и совершенствования устноречевых навыков.
I. Серия упражнений для формирования фонетических навыков (на музыкально-методической основе):
- 1. Упражнения на восприятие и закрепление введенного на занятии звука на слух:
- а) восприятие звуков в потоке речи — в речевом образце сначала в речи учителя, затем в песне (исполняемой учителем), после этого в записи этого образца или фрагмента песни на аудионосителе;
- б) восприятие звуков в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя;
- в) восприятие с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце, строчке из песни, содержащей новый звук.
- 2. Упражнения на хоровое воспроизведение введенных на уроке звуков и сочетаний звуков:
- а) хоровое воспроизведение строчек из песни, которые содержат новые звуки, учащимися вместе с учителем;
- б) хоровое воспроизведение этих строчек без учителя;
- в) воспроизведение данных строчек отдельными учащимися;
- г) индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися новых звуков в строчках песни;
- д) исполнение песни, содержащей новые звуки, вместе с учителем.
- 3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного навыка в условно-речевых фонетически направленных упражнениях.
Данные упражнения могут быть условно-речевыми диалогического и монологического характера, в них изучаемые фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.
Например: на занятии отрабатываются звуки [ i: ] и [ e ] в лексике, обозначающей названия цветов (см. песню «I see green, I see yellow»); или происходит закрепление звуков [w], [ai] в диалогическом упражнении: (см. песню «Where are my eyes?»).
4. Упражнения, направленные на формирование речевых ритмико-интонационных навыков.
Цель данной группы упражнений показать наглядно (с опорой на графическое изображение песен в нотах) интонационное изменение тона в предложениях вопросительных (общий и специальный вопросы), побудительных, повествовательных, а также совершенствовать ритмико-интонационные навыки учащихся в предречевых и условно-речевых упражнениях:
- а) чтение текста песни (в ритме исполняемой на фонограмме отрабатываемой песни);
- б) упражнение для формирования ритма — предыдущее упражнение выполняется с отстукиванием ритма. Учитель следит за равномерным чередованием акцентируемых и неакцентируемых слогов в строчке песни и соблюдением необходимых для мелодии данной песни интонации и пауз;
- в) пение каждой строчки песни вместе с фонограммой (это упражнение способствует разучиванию мелодии и сосредоточению внимания учащихся на ней); особенно это касается тех строчек, которые являются трудными в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм).
При разучивании новой песни выполняются последовательно все упражнения этой серии. Как видно из приведенных упражнений, в четвертом цикле этой серии основной акцент переносится на совершенствование интонационных навыков на базе песенных текстов. Упражнения этого цикла выполняются без опоры на печатный текст песни — к этому времени, как правило, текст заучивается учащимися наизусть.
II. Серия упражнений для совершенствования лексико-грамматических навыков с применением песен.
Данная серия также построена с учетом поэтапности формирования речевых навыков. На первом этапе происходит введение и первичная семантизация лексико-грамматического образца с целью непроизвольного его запоминания. Для семантизации широко используется родной язык и все доступные формы наглядности. Упражнения, которые преобладают здесь, являются языковыми и условно-коммуникативными. Их основная цель заключается в извлечении содержательной информации и совершенствовании лексико-грамматической стороны высказывания.
Для ознакомления с формой, значением и употреблением грамматического явления, и новой лексики используется связный текст песни, предлагаемый для восприятия на слух с опорой на печатный текст песни.
Использование каждой песни предусматривает введение, активизацию и закрепление определенного лексического и грамматического материала. В зависимости от преобладания в данной песне тематического лексического или грамматического материала мы будем говорить о наличии в песне лексической (ЛД) или грамматической (ГД) доминанты.
I. Упражнения на введение и первичное закрепление материала. В качестве средства, повышающего активность восприятия лексико-грамматического материала, предлагаются следующие упражнения:
а) составление предложений по подстановочной таблице (в основу берется строчка из песни, в которой по очереди за меняются единицы (лексической) грамматической структуры).
Например: I like to get up in the morning.
to wash hands before dinner.
to have supper with Мummy.
При удачно подобранной лексической замене с сохранением ритмического рисунка фразы возможно использование этой фразы в процессе исполнения песни. Это упражнение формирует гибкость навыка.
б) перевод с родного языка на иностранный: для этого необходимо напечатать в 2 столбика английский текст и русский, затем попросить детей закрыть левую сторону, где напечатан английский текст песни;
Актуализируемый в подобном языковом упражнении материал целесообразно включать в упражнение условно-коммуникативное с речевой задачей типа: А., сообщи Б., что обычно делает В. каждый день,.
II. Упражнения на тренировку лексико-грамматического материала. На этом этапе преобладают также условно-речевые упражнения (по Е. И. Пассову) типа: «Подтвердите, если это так: «.
е. g, Т. Winter is a beautiful season.
P. Sure, winter is a beautiful season (Song №).
" Возразите мне, если я не прав. «.
е. g. Т. Classes begin at 9 in the evening.
P. I shouldn’t say so. Classes begin at 9 at clock in the morning. (Song №).
" Если вы согласны, подтвердите, но скажите иначе. «.
е. g. Т. Snowman is a Kind person.
P. Quite so. Children love only Kind people (Song №).
" Угадайте, какой цвет я загадал" .
e.g. P1. White T. Io, that’s not right.
P2. Red … (Song №).
Из упражнений с использованием фонограммы песни выполняются следующие виды упражнений (с использованием раздаточных материалов, текстов песен для восприятия песен со зрительной опорой):
- — «Прослушайте музыкальную фразу (или ее часть) и ответьте на мой вопрос.»
- — «Прослушав первый куплет, прочтите строчку из песни, которая передает содержание рисунка.»
- — «Посмотрите на список слов на доске, подберите к каждому слову из этого списка рифмующееся с ним слово из песни.»
- — «Прослушайте песню, впишите отсутствующие слова в имеющемся у вас тексте песни».
- — «В каждой музыкальной фразе отсутствуют первые два слова. Прослушайте песню и впишите недостающие слова. «
- — «Задайте вопросы, используя текст песни и конструкцию
… (напр.: have / has got), а также вопросительные слова: How often, where, what sort of, what colour, what, who, how many, etc.» .
— «Повторите слова прослушанной музыкальной фразы (или ее части), куплета.» .
С целью контроля понимания содержания песни предлагаются вопросы с заданными вариантами ответа на выбор по смыслу.
III. Этап речевой тренировки лексико-грамматического материала. На данном этапе предлагаются задания, в которых ученики используют слова и грамматические конструкции песни в другом контексте, типа:
- -" Используя слова песни, скажите, что вы делаете дома после школы"
- — «Используя слова песни, расскажите о своем любимом занятии»
- — «Убедите своего друга пойти на рыбалку»
- — «Cкажите, почему же все-таки ваши папы редко играют с вами.»
Содержание вопросов меняется от темы к теме, и зависит от содержания песен. Поэтому педагог, в соответствии с тем, каким аудиои нотным материалом он обладает, может составить свои вопросы, опираясь на принцип, предложенный в данной работе. Как мы видим, возможная система упражнений в рамках работы с песенным материалом позволяет формировать у детей основные необходимые навыки: фонетические и лексико-грамматические. Что подтверждает тот факт, что предложенная методика не уступает по степени эффективности традиционным методам обучения ИЯ.
Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам, что музыкальная деятельность в ряде случаев более эффективная, нежели существующие методы обучения, поскольку, во-первых: способствует целостному развитию учащихся, так как активно затрагивает не только навыки и умения, но и личностные/психологические особенности учащихся. Во-вторых: как мы видим, песенный материал с успехом заменяет традиционные варианты заданий/упражнений на освоение и закрепление лексического и грамматического материала. В-третьих: музыкальная деятельность способствует развитию тех способностей учащихся, которые оказываются практически недоступны для традиционных методов (дыхание, диапазон, и даже эмоции).