Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ритм и метр. 
Основные стихотворные размеры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб — двусложный размер со вторым сильным слогом и т. п. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить". (Пушкин). Все основные известные нам размеры (ямб… Читать ещё >

Ритм и метр. Основные стихотворные размеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:

дробится на сопоставимые между собой отрезки.

обычно обладает внутренней мерой, т. е. ритмом. Исключение — верлибр.

Метр — общая схема звукового ритма стиха.

Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.

Системы стихосложения:

метрическая.

силлабическая.

тоническая.

Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.

Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий — считается, что на его произнесение нужно то же самое время.

Мора — длина краткого слога. Длина долгого слога — 2 моры.

Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.

Гексаметр — 6-стопный дактиль, схема каждой стопыUU, но возможно и — - при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера» (Пушкин). «Крив был» — оба слога ударные, т. е. в метрической системе долгие.

Силлабическая система.

Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.

Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.

Длинная строка обычно разбивается паузой — цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.

В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская.

Тоническая система.

Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).

Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.

Примеры основных размеров:

Ямб.

«Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить». (Пушкин).

Хорей.

«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов).

Дактиль.

«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).

Амфибрахий.

«Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт» (Некрасов).

Анапест.

«На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу». (Сумароков).

Ритмические нарушения.

Пиррихий — пропуск метрического ударения.

«Бранил Гомера, Феокрита».

Uм Uм U — Uм U.

«Феокрита» — безударный «е», по схеме должен быть ударным.

Спондей — сверхсхемное ударение.

«Взят купно свет и дух татарам». (Ломоносов).

Uмм Uм Uм Uм U.

«швед» — по схеме безударный слог.

Хореямб — совмещение спондея и пиррихия.

«Нет, не черкешенка она».

Uм — Uм U — Uм Факторы, определяющие ритм:

характер чередования сильных и слабых мест.

длина стиха.

словоразделы и цезура характер клаузул и их комбинация.

расположение пиррихиев и спондеев.

Всё вышесказанное относится к классическому периоду русского стиха, т. е. примерно до конца XIX века. Постепенно классическая система расшатывается, исчезает строгое чередование ударных и безударных слогов. Например, у Ахматовой:

«Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов.

И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов".

Появляются новые стихотворные размеры.

Дольник — 2−3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.

В зависимости от количества стоп — трёхдольник и т. д.

«Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою» — четырёхдольник. (Блок).

Тактовик — между сильными местами помещается 1−3 безударных слога.

Акцентный стих — урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе.

Верлибр — свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.

Термины:

Сильное место стиха (икт) — слог, на который преимущественно падает ударение. ;

Слабое место стиха (межиктовый интервал) — слог, на который, как правило, не падает ударение. U.

Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб — двусложный размер со вторым сильным слогом и т. п.

Стопа — повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.

Размер — количество мест в стопе.

Например, ямб — это метр, 4-хстопный ямб — размер, а конкретная реализация этого размера — ритм.

Клаузула — окончание стиха (не то же самое, что рифма).

По количеству слогов после последнего ударного различается мужская клаузула, женская, дактилическая и гипердактилическая (0, 1, 2 и 3 соответственно).

Словораздел — совпадение конца слова с концом стопы.

Цезура — словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.

Фоника — раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой