Ритм и метр.
Основные стихотворные размеры
Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб — двусложный размер со вторым сильным слогом и т. п. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить". (Пушкин). Все основные известные нам размеры (ямб… Читать ещё >
Ритм и метр. Основные стихотворные размеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:
дробится на сопоставимые между собой отрезки.
обычно обладает внутренней мерой, т. е. ритмом. Исключение — верлибр.
Метр — общая схема звукового ритма стиха.
Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.
Системы стихосложения:
метрическая.
силлабическая.
тоническая.
Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.
Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий — считается, что на его произнесение нужно то же самое время.
Мора — длина краткого слога. Длина долгого слога — 2 моры.
Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.
Гексаметр — 6-стопный дактиль, схема каждой стопыUU, но возможно и — - при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.
«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера» (Пушкин). «Крив был» — оба слога ударные, т. е. в метрической системе долгие.
Силлабическая система.
Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.
Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.
Длинная строка обычно разбивается паузой — цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.
В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская.
Тоническая система.
Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).
Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.
Примеры основных размеров:
Ямб.
«Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить». (Пушкин).
Хорей.
«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов).
Дактиль.
«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).
Амфибрахий.
«Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт» (Некрасов).
Анапест.
«На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу». (Сумароков).
Ритмические нарушения.
Пиррихий — пропуск метрического ударения.
«Бранил Гомера, Феокрита».
Uм Uм U — Uм U.
«Феокрита» — безударный «е», по схеме должен быть ударным.
Спондей — сверхсхемное ударение.
«Взят купно свет и дух татарам». (Ломоносов).
Uмм Uм Uм Uм U.
«швед» — по схеме безударный слог.
Хореямб — совмещение спондея и пиррихия.
«Нет, не черкешенка она».
Uм — Uм U — Uм Факторы, определяющие ритм:
характер чередования сильных и слабых мест.
длина стиха.
словоразделы и цезура характер клаузул и их комбинация.
расположение пиррихиев и спондеев.
Всё вышесказанное относится к классическому периоду русского стиха, т. е. примерно до конца XIX века. Постепенно классическая система расшатывается, исчезает строгое чередование ударных и безударных слогов. Например, у Ахматовой:
«Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов".
Появляются новые стихотворные размеры.
Дольник — 2−3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.
В зависимости от количества стоп — трёхдольник и т. д.
«Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою» — четырёхдольник. (Блок).
Тактовик — между сильными местами помещается 1−3 безударных слога.
Акцентный стих — урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе.
Верлибр — свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.
Термины:
Сильное место стиха (икт) — слог, на который преимущественно падает ударение. ;
Слабое место стиха (межиктовый интервал) — слог, на который, как правило, не падает ударение. U.
Тогда определения стихотворных размеров даются следующим образом: ямб — двусложный размер со вторым сильным слогом и т. п.
Стопа — повторяющееся сочетание сильных и слабых мест.
Размер — количество мест в стопе.
Например, ямб — это метр, 4-хстопный ямб — размер, а конкретная реализация этого размера — ритм.
Клаузула — окончание стиха (не то же самое, что рифма).
По количеству слогов после последнего ударного различается мужская клаузула, женская, дактилическая и гипердактилическая (0, 1, 2 и 3 соответственно).
Словораздел — совпадение конца слова с концом стопы.
Цезура — словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.
Фоника — раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.