Поэтическое слово.
История русской литературы XIX века
Насыщенность стихотворений эмоционально-оценочной лексикой, эпитетами, обязательное использование слов, передающих зрительные, осязательные, обонятельные впечатления; Использование словесных лейтмотивов (повторяющихся слов и словесных сочетаний, развивающих определенную тему); Музыкальность лирики, которая достигается за счет повторений, параллелизмов, восклицаний, инверсий. Среди наиболее… Читать ещё >
Поэтическое слово. История русской литературы XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1819 г. Жуковский написал стихотворение «Невыразимое», которое называют его литературным манифестом. Это парадоксальное произведение, ведь в нем поэт говорит об ограниченных возможностях слова, а молчание представляет как сгусток смысла и абсолютное воплощение знания о мире.
Композиционный центр стихотворения — череда вопросов (" Что наш язык земной пред дивною природой?", «Но льзя ли в мертвое живое передать? // Кто мог создание в словах пересоздать? // Невыразимое подвластно ль выраженью?..» ), каждый их которых — новый виток в развитии мысли. Как замечает Г. А. Гуковский, поэтическая мысль в этом стихотворении движется развитием неразрешимого противоречия: невозможностью выразить «нечто подлинное» и вместе с тем потребность такого выражения. Смысл поэтического творчества, с точки зрения Жуковского, как раз и состоит в том, чтобы «ненареченному» найти «названье». Способ развития мысли обусловил основной художественный прием антитезы. Главная оппозиция «мертвое — живое» реализуется через противопоставление «язык — мир». Она выявляет непреодолимую пропасть между жизненным (объективным) явлением и его словесным выражением: с одной стороны, существует божественная гармония мира, свобода природной красоты (" С какой небрежною и легкою свободой // Она рассыпала повсюду красоту // И разновидное с единством согласила!" ), с другой — бессилие художника в его стремлении передать полноту бытия доступными ему средствами (" обессиленно безмолвствует искусство" ), мучительные поиски слова (" Едва-едва одну ее черту // С усилием поймать удастся вдохновенью" ). Поиск слова — это пересоздание существующего, а процесс пересоздания как раз и лишает живое души. В. С. Баевский подводит такой итог: по сравнению с природой язык мертв, и живое нельзя выразить в мертвом. «Невыразимое подвластно ль выраженью?» . На этот вопрос поэт дает отрицательный ответ: " И лишь молчание понятно говорит" .
Душа, божественная сущность мира принципиально невыразимы, поэтому художник изначально обречен в своих поисках. Эта мысль приводит поэта к поискам других средств и способов, позволяющих нс только передать движения человеческой души, но и почувствовать их. Для Жуковского важно передать не только смысл, но и настроение, неуловимое, ускользающее эмоциональное восприятие внешнего мира. Для этой цели он прежде всего использует тс потенции, которые заключены в многозначности слова. Поэт сформировал механизм взаимодействия разных смысловых пластов, имеющихся в слове, актуализировал культурный и эмоциональный контексты, которые с последним были связаны.
Среди наиболее характерных приемов Жуковского можно выделить следующие:
- — использование словесных лейтмотивов (повторяющихся слов и словесных сочетаний, развивающих определенную тему);
- — выделение отдельного слова как самостоятельной темы (для этого слово используется в непривычной для него грамматической функции, оно утрачивает характерные грамматические связи: так, например, наречие, прилагательное выступают в функции существительного, а Жуковский еще и акцентирует это графически — выделяет слово курсивом («О милый друг, святое Прежде…», «О милый, здесь не будет безответно // Ничто, ничто…», «Очарованное Там» , «Край желанного сокрыт…» и др.)), так слово превращается в символ;
- — преобладание слов, обозначающих качество, а не предмет, при этом качественное прилагательное выступает как самостоятельное слово, без связи с существительным; в результате возникает то свойство лирики Жуковского, которое определяют как беспредметность;
- — насыщенность стихотворений эмоционально-оценочной лексикой, эпитетами, обязательное использование слов, передающих зрительные, осязательные, обонятельные впечатления;
- — музыкальность лирики, которая достигается за счет повторений, параллелизмов, восклицаний, инверсий.
Поэтические эксперименты Жуковского вызвали ожесточенную полемику. Очень показательным в этом отношении был критический разбор баллады «Рыбак», осуществленный О. М. Сомовым, который пристрастно «прочитал» балладу, сопроводив буквально каждую строчку ироническим комментарием. Критик считал, что отсутствие словесной точности размывает смысл, и стремился показать абсурдность, нелепость словесных экспериментов. Однако если сравнить подстрочник баллады-первоисточника с текстом Жуковского, то становится ясным, в каком направлении переводчик трансформирует оригинал. У Гете рыбак " сидел за удочкой спокойно, с холодным до глубины сердцем" . У Жуковского: " Задумчив, над рекой // Сидит рыбак; душа полна // Прохладной тишиной" . «Мокрая женщина» (у Гете) превратилась в красавицу «с влажною главой» . В оригинале она " намочила ему (рыбаку. — И. Ю.) голую ногу" , у Жуковского: " На берег вал плеснул" . Как видим, Жуковский стремится воссоздать субъективные впечатления, а не зримые достоверные картины. Мир, окружающий рыбака, предстает одухотворенным, живым, заключающим в себе тайну. Так в самом поэтическом стиле Жуковского отражается доминанта его творчества, которую очень точно выразил Вяземский: Жуковский — «все душа и все о душе» .