Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Итоги. 
Метафорически-символический стиль русского средневековья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зато религиозно-дидактическая и особенно панегирическая литература вместе с лирикой-гимнографией, с первых ее шагов последовала за своими библейско-византийскими образцами, именно в первые века ее существования —ЧЙ—ХШ — образность этой литературы особенно последовательно продолжала устную традицию или создавалась в её духе. Почвой, на которой выросла эта группа образов-уподоблений, была… Читать ещё >

Итоги. Метафорически-символический стиль русского средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотренный материал не исчерпывает, конечно, всех метафор-символов, древнерусской литературы, но характеризует ту преобладающую их часть, которая представляет систему постоянных повторяющихся, а иногда в определенных случаях даже обязательных поэтических приемов средневекового литературного стиля.

Господствующие в средневековой русской литературе постоянные метафоры-символы подчеркивают не индивидуальное восприятие объекта автором, а тот общий подход, общую оценку, которая была свойственна определенным социальным слоям в данный исторический момент и которая опиралась на их мировоззрение, чем и упрочивалось постоянство образов.

Повторяемость определённых групп книжных метафор-символов поддерживалась специальными сочинениями, которые, конечно, еще не были похожи на нормативную поэтику литературных школ нового времени, однако также закрепляли правила применения тех или иных образов, разъясняя иногда смысл уподобления и предупреждая возможные отклонения от норм.

Метафоры-символы в древнерусской литературе (и византийской) принимают форму метафорического сравнения, чем прямого уподобления, чем ярче поэтическая индивидуальность и талант автора, тем реже он заменяет метафору сравнением.

Система метафорически-символических формул опирались, на два источника: 1. народную устную поэзию и образность живого языка, с одной стороны, и 2. на библейско-византийскую литературную традицию.

Образность светской литературы сразу пошла по пути, открытому живым русским языком и устно-поэтической траднцией;

Зато религиозно-дидактическая и особенно панегирическая литература вместе с лирикой-гимнографией, с первых ее шагов последовала за своими библейско-византийскими образцами, именно в первые века ее существования —ЧЙ—ХШ — образность этой литературы особенно последовательно продолжала устную традицию или создавалась в её духе. Почвой, на которой выросла эта группа образов-уподоблений, была несомненно образность и живого русского языка и устной поэзии.

В светской литературе ХЙ-ЧVЙЙв. большинство метафор-символов группируется вокруг объектов, связанных с широкой исторической, тематикой. С XI в. до конца средневековья метафорами-символами довольно богаты рассказы о князьях, позднее царях, возглавлявших отдельные области Русской земли или всё Русское государтво.

Украшенная историческая литература XV—начала XVIЙ в. вводит метафоры библейско-византийского языка. Уделив много внимания тем-з обороны странвгт-древнерусская.

литература

украсила метафорами-символами рассказы о воинских подвигах. Когда книжныеметафоры, связанные с библейско-византийской литературой, переходили в светскую литературу, узко-религиозный смысл их заменялся конкретно историческим. Вместо того, чтобы служить прославлению героев христианской церкви, эти метафоры в исторической литературе ХV— XVII вп. выразили высшую степень похвалы—Русскому, государству, народу и его правителям.

По каким же признакам шло уподобление, когда в светской литературе XI—XVII вв. создавались метафоры-символы, имевшие целью сделать более выразительной характеристику героя? Сила, мужество, быстрота и легкость движений князя-воина, его справедливость, забота и милость в отношения к подданным—вот те идеальные черты, которые выделялись в образе главы государства с помощью соответствующих уподоблений. Метафора играла, следовательно, роль в создании образа идеального государя.

Когда историческое повествование создавало образ идеального воина, оно прибегало к тем же изобразительным средствам, с помощью которых рисовался идеал князя-воина, подчеркивая также лишь типичные, доведенные до идеала его качества. В образе же врага собирались наиболее характерные отрицательные черты, и для их усиления подбирались соответствующие метафоры.

Церковная литература древней Руси группирует метафоры вокруг понятий и представлений, связанных с областью морали.

Наиболее разнообразные метафоры связаны в церковных жанрах древнерусской литературы с образом святого.

В русской литературе метафоры, выработанные в рлигиозно-панегирических жанрах, были пернесены в биографии князей, хотя они были канонизованы не за свои христианские добродетели и примерное с точки зрения религии поведение, а за заслуги общественно-государственного значения.

Итак, в церковной литературе, русского средневековья принцип образования метафоры, когда она рисует человека, тот же, что и в светских жанрах; метафора акцентирует, доведенные до идеала черты христианского поведения, как в светской она! выделяла идеалъные качества воина, правителя.

Сопоставляя, таким образом, отношение к метафорическому стилю древнерусского писателя, как оно выражается в светской и церковной литературе, мы убеждаемся в том, |что Именно с этой задачей связано огромное большинство этих метафор и тут и там постоянная метафора главной своей задачей ставит выделить в характеристике человека или другого объекта повествования типичные или желательноые черты, усиленные до степени идеала — положительного или отрицательного.

Во второй половине XVII в. запас художественных средств русского литературного языка пополняется из нового источника: украинско-белорусская литературная культура знакомит русских писателей с теорией и практикой. Характерной чертой нового стиля явилось пристрастие к олицетворениям Параллельно с усвоением в некоторой части русской литературы этого извне принесенного стиля, в недрах русской литературы в XVII в. шел глубокий процесс, отразившийся и на средневековом отношении к метафоре, как художественному средству, выполняющему определенную функцию. Демократизация литературы повлекла за собой существенное изменение в тематике литературы и ослабила ее дидактизм. Литературный тип перестает в этой новой литературе представляться только как идеал поведения, основные черты которого выделяла метафора русского средневековья. Автор стремится показать теперь жизнь и человека не только такими, каковы они должны быть, а такими, каковы они на самом деле. Перед литературой встает новая задача: от изображения общего, идеального перейти к характеристике своеобразных индивидуальных черт, дополняющих типичный образ.

Однако это не значит, что в новой литературе прекращают свою жизнь все знакомые нам по средневековью уподобления.

Порвав с первоначальным религиозным смыслом, эти метафоры возродились в поэзии нового времени с новым значением.

Воинские метафоры церковной литературы, определявшие силу христианских добродетелей, применяются для уподобления отвлеченных понятий и поэтами нового времени. Например, Тютчев в стихотворении «Рассвет» взывает к Руси: «В доспехи перы грудь одень». Но не всегда, конечно, метафоры новой русской литературы, напоминающие образность древнерусской литературы, опираются на церковную традицию. Близость разделенных таким большим промежутком времени приемов старых и новых писателей используют психологически естественные уподобления.

Аналогичные с древнерусской литературой метафоры новой литературы опираются иногда, видимо, на одинаковое использование образности, издавна свойственной живому русскому языку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой