Поздний романтизм: трансцендентализм и аболиционизм
Е годы, десятилетие, предшествовавшее началу Гражданской войны, называют Американским Ренессансом. В этот период литературные шедевры выходят буквально ежегодно. В 1850 г. увидел свет лучший роман Готорна «Алая буква»; в 1851 г. — «Моби Дик», романтический эпос Мелвилла; в 1852 г. — «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу; в 1854 г. — «Уолден, или Жизнь в лесу» Г. Торо; в 1855 г. — «Песнь о Гайавате… Читать ещё >
Поздний романтизм: трансцендентализм и аболиционизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 1840—1860-е гг. в литературе обозначались новые тенденции. Все с большей очевидностью появляются национально-самобытные элементы (у Э. По, Мелвилла, Готорна, Уитмена). Ослабевает зависимость от европейских, прежде всего, английских, художественных образцов, происходит своеобразный процесс «деанглизации» американской литературы. Обогащается арсенал художественных средств. Выходят на арену художники-новаторы мирового масштаба: Эдгар По, Мелвилл, Уолт Уитмен. В литературе нарастает внутренний драматизм, звучат пессимистические, трагические ноты. Капиталистический прогресс обнаруживает свою внутреннюю противоречивость.
Кризис стимулирует разного рода социально-утопические эксперименты, появление общин и колоний, основанных на началах равенства и сотрудничества. Америка в 1830—1840-е гг. становится опытным полем для реализации подобных проектов, доказавших, однако, свою недолговечность и эфемерность. Среди них — известные утопические колонии Брук Фарм (где некоторое время жил Н. Гортон) и Фрутленд. Своеобразной попыткой современной робинзонады, жизни вне общества, стал эксперимент Генри Торо, описанный им в книге «Уолден, или Жизнь в лесу».
1850-е годы, десятилетие, предшествовавшее началу Гражданской войны, называют Американским Ренессансом. В этот период литературные шедевры выходят буквально ежегодно. В 1850 г. увидел свет лучший роман Готорна «Алая буква»; в 1851 г. — «Моби Дик», романтический эпос Мелвилла; в 1852 г. — «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу; в 1854 г. — «Уолден, или Жизнь в лесу» Г. Торо; в 1855 г. — «Песнь о Гайавате» Лонгфелло и «Листья и травы» Уитмена.
Трансцендентализм. Своеобразие американского романтизма на его позднем этапе во многом определяется трансцендентализмом (от лат. transcendens — выходящий за пределы), философско-эстетическим и литературным движением 1830—1860-х гг. Оно развивалось по преимуществу на северо-востоке страны, в Новой Англии и ее культурном центре Конкорде.
Трансцендентализм несколько эклектично синтезировал концепции, заимствованные у античных (Платона) и немецких (Кант, Шеллинг, Гёте) философов, восточных мыслителей (Конфуций) и европейских романтиков (Кольридж, Новалис, Вордсворт). Наиболее решительное воплощение его идеи обрели в творчестве Р. У. Эмерсона. Трансцендентализм был направлен против узкого практицизма, прагматизма, утилитарного понимания «пользы», которые сказывались в менталитете американцев. Трансценденталисты верили в присутствие божественного начала в реальных делах. Все сущее разделялось на земную и идеальную ипостаси. Эмерсон призывал возвыситься над миром делячества, сиюминутных, плоских практических забот, подняться к высотам духа. Он провозглашал веру в собственные силы, в духовность, высокие нравственно-эстетические и этические идеалы.
Около 6—7 лет (1836—1842) в доме Эмерсона в Конкорде функционировал Трансценденталистический клуб, представлявший цвет американской гуманитарной интеллигенции. Идеи трансцендентализма в широком плане разделяли Г. Торо, У. Э. Чаннинг, М. Фуллер; вдохновляли они и участников антирабовладельческого движения. Влияние трансцендентализма испытали Лонгфелло, Мелвилл, Уитмен.
Аболиционизм. Важнейшим фактором, мощно повлиявшим на развитие американской литературы во второй трети столетия, стал аболиционизм
(от англ, abolish — отменять) — движение за отмену рабства. Социальноэкономическое и политическое развитие США, укрепление демократических институтов вступали во все более непримиримое противоречие с невольничеством, фундаментом плантаторского хозяйства Юга. Рабство становилось пагубным препятствием для прогресса страны. С невольничеством не желало мириться все большее число американцев, прежде всего на Севере: рабочие, фермеры, молодежь, религиозные деятели, творческая интеллигенция. Выступления против невольничества приобретали все более активные формы.
В 1833 г. было основано Американское антирабовладельческое общество. Затем появилось несколько других аналогичных организаций. Одним из пионеров антирабовладельческого движения был Уильям Ллойд Гаррисон (1805— 1879), публицист, общественный деятель, поэт. С 1832 г. он издавал свою знаменитую газету «Либерейтор», рупор аболиционистской пропаганды.
В движении против рабства сформировалось два крыла: сторонники решительных действий, радикалы, и умеренные. Первые решительно активизировали свои действия после принятия в 1850 г. позорного закона о беглых рабах. Одной из важных сторон деятельности аболиционистов было оказание помощи черным невольникам, тайно бежавшим па Север.
Героическое выступление в 1859 г. Джона Брауна, пожертвовавшего жизнью в схватке с невольничеством, вызвало общеамериканский резонанс, дало мощный стимул к вооруженному конфликту между Севером и Югом (1861 — 1865), который привел к крушению рабства. Образ Джона Брауна прочно вошел в американскую литературу.
Не было, пожалуй, такого авторитетного деятеля культуры США, северянина, который бы в той или иной мере не выразил своего неприятия рабства. Среди них такие маститые писатели, как Лонгфелло, Торо, Эмерсон, Мел вилл, Уитмен, Бичер-Стоу и многие другие.
Среди лидеров аболиционистского движения был Джон Гринлиф Уиттьер (1807—1892) — поэт, публицист, редактор. Выходец из семьи фермеров, человек глубоко религиозный, певец Новой Англии и ее тружеников, крестьянин, поборник справедливости, он почти три десятилетия отдал борьбе с рабством. Его гражданский пафос нашел выражение в книге стихов «Голоса свободы» (1846).
В борьбе за свое освобождение приняли участие и темнокожие американцы. Они подвергались не только физическому, но и духовному порабощению, оказавшись жертвами расисткой мифологии. Неграм внушалось, что они — недочеловеки, пребывающие на промежуточном уровне между человеком и животным, что сам черный цвет их кожи — знак их неполноценности, греховности, второсортное™. Из среды темнокожих невольников выдвинулся Фредерик Дуглас (1817—1895), бывший раб, ставший общественным деятелем-аболиционистом и оставивший художественную автобиографию, историю своей жизни. Важным средством антирабовладельческой пропаганды стали нарративы — рассказы черных невольников, которым посчастливилось бежать на Север. Эти бесхитростные сюжеты, рассказанные обычно неграмотными рабами, были записаны белыми аболиционистами. Нарративы стоят у истоков прозы Черной Америки.