Заключение.
Роль культурных учреждений в процессе нравственного воспитания детей и подростков
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой… Читать ещё >
Заключение. Роль культурных учреждений в процессе нравственного воспитания детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур, как исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы изучить физику, химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство — в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы, и профориентационной в том числе, должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. «Красота спасёт мир» — с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые — и с привычной иждивенческой ноткой: есть на кого свалить заботу — красота спасёт и вытянет нас из болота, в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь. Человека и страну спасёт только дело.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, как в стенах общеобразовательных учреждений, так и за их пределами.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье — важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания детей и подростков в учреждениях культуры.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- — полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса социально-культурной деятельности;
- — знание «механизмов» формирования нравственности;
- — умение планировать и организовывать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Эффективность нравственного просвещения детей и подростков во многом зависит и от согласованной работы культурно-досуговых учреждений и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Творческое самоосуществление личности подростка — актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Итак, мы выяснили, что эстетические и нравственные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня педагогов — единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывает» другие.