Структура уроков разных типов
Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения. В качестве элементов урока выделяют следующие составляющие: Все компоненты должны представлять собой единую систему — урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты… Читать ещё >
Структура уроков разных типов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения. В качестве элементов урока выделяют следующие составляющие:
- 1) изучение нового материала;
- 2) домашнее задание;
- 3) контроль знаний;
- 4) обобщение и систематизация знаний;
- 5) закрепление пройденного материала.
Некоторые педагоги склонны выделять также:
- 1) цель урока;
- 2) содержание материала;
- 3) методы и приемы обучения;
- 4) способы организации учебной деятельности.
Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами.
Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока:
- 1) проверка и повторение знаний и навыков учащихся (проверка домашнего задания);
- 2) заострение внимания учащихся на тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
- 3) объяснение учителем нового материала и организация работы учащихся, направленной на усвоение и осмысление полученных знаний;
- 4) первоначальное закрепление изученного материала у учащихся, выработка у них навыков и умений по применению этого материала;
- 5) определение домашнего задания и проведение инструктажа по способам его выполнения;
- 6) оценивание работы некоторых учеников, подведение итогов урока, выставление отметок.
Данная схема урока имеет свои недостатки:
- 1) не дает учителям простора для творческой деятельности;
- 2) требует четкого регламентирования времени, которое отводится на разные этапы урока (для опроса пройденного материала, введения нового, его закрепления, подведения итогов.
Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать:
- 1) закономерности процесса обучения;
- 2) закономерности процесса усвоения;
- 3) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- 4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Главными элементами урока, которые отражают все эти закономерности, являются:
- 1) формирование и актуализация новых понятий и способов действий;
- 2) применение усвоенного.
Все компоненты должны представлять собой единую систему — урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты урока взаимосвязаны.
Благодаря вышеуказанным компонентам на уроке создается благоприятная атмосфера для:
- 1) усвоения учениками необходимого материала;
- 2) активизации мыслительной деятельности;
- 3) формирования у учеников знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных способностей.
Компоненты можно менять местами (например, в начале урока может быть не повторение пройденного урока, а введение новых понятий), однако они должны быть взаимосвязаны.
Данный подход к структуре урока позволяет:
- 1) исключить единообразие его проведения;
- 2) сделать интересным урок для учащихся;
- 3) повысить познавательную деятельность и активность учеников на уроке;
- 4) проявить педагогу свои творческие способности и совершенствовать педагогическое мастерство.
Главным аспектом выбора структуры урока является мастерство учителя. От него зависит, будет ли следующий урок точной копией предыдущего либо он будет нетрадиционным, интересным.