Деятельностный подход к развитию духовности у младших дошкольников
Первый уровень — это уровень физической болезни. Медицина редко рассматривает болезнь как следствие поступков, образа жизни человека. Например, люди, страдающие различными зависимостями — склонны к полноте, перееданию, неразборчивым половым отношениям, аморального образа жизни — получают как следствие расстройства физического и нервно-психического здоровья. Это означает, что они были и раньше… Читать ещё >
Деятельностный подход к развитию духовности у младших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из того, что деятельностный подход одно из приоритетных в организации образовательной работы с дошкольниками и тесная интеграция приобретенных знаний и представлений с жизненным опытом детей — важное педагогическое условие их личностного роста, взрослые должны систематически давать детям возможность самопроявлятися и самореализовываться в различных видах свободной, самостоятельной деятельности.
Подготовка педагогов
С началом формирования у малыша Я-образа (2−3 года) наступает сенситивный период для закладки духовных основ личности. Родители и педагоги должны максимально эффективно использовать дошкольное детство и благоприятную ситуацию развития, чтобы формировать духовную культуру каждого ребенка на уровне ее возрастных и индивидуальных возможностей.
Но все взрослые, причастные к делу воспитания дошкольника, готовы к этой ответственной миссии?
Поэтому как подготовить наставников, чтобы они смогли пронзить духовностью свое ежедневное общение с малышами, не сводя вместе воспитательную работу в постоянные поучения, нотации, морализаторства и натаскивание?
Конечно, подготовка специалистов по дошкольному образованию должно начинаться со студенческой скамьи. Преподаватели высших педагогических учебных заведений уже давно обсуждают, какие изменения следует внести к содержанию учебных курсов по ряду дисциплин гуманитарного и общественно-социального цикла, изучают лучший опыт этой работы.
Кроме вузовской подготовки, большое значение и последипломного образования в форме курсов повышения квалификации для различных категорий педагогических работников дошкольного образования.
Программы курсов целесообразно насыщать лекционными и практическими занятиями по вопросам духовного развития детей средствами игры и труда; познавательной деятельности в предметном, социальном и естественной окружающей среде; художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства и тому подобное; шире пропагандировать новые научно-методические разработки и достижения перспективного педагогического опыта [11].
Помощь в самообразовании педагогам предоставят тематические подборки материалов в методических кабинетах (центрах) дошкольных учреждений и управлений (отделов, департаментов) образования и науки, использование интернет-ресурса не только для самостоятельного поиска информации, но и с целью консультирования педагогов и родителей, «живого» обсуждение проблемы в режиме он-лайн.
Работа с родителями воспитанников
Эффективно осуществлять духовное развитие детей в детском саду возможно только при тесном взаимодействии с их родителями. И здесь пригодятся все известные, устоявшиеся формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьями. Отдельно отметим необходимость оптимизировать деятельность консультативных центров (пунктов) на базе дошкольных учреждений и методических центров при управлениях образования на местах как форму предоставления государственной психолого-педагогической помощи родителям и лицам, их заменяющих.
Неотъемлемым компонентом содержания такой консультативной помощи должны стать и проблемы использования потенциальных возможностей семейного воспитания для привития детям элементов духовной культуры с первых лет жизни. Стоит отметить также и роль средств массовой информации в формировании адекватной общественного сознания.
Только собственным неравнодушным отношением каждого к решению проблем воспитания духовности, желанием, готовностью и умением лично приобщиться к этому благородному делу, объединением усилий педагогического и родительской общественности можно достичь успехов в преодолении негативных тенденций в состоянии духовности нашего общества.
По психологическому содержанию понятия духовности, то наиболее удачно его определяет христианская психология: способность человека различать и выбирать для себя истинные христианские ценности и руководствоваться ими в повседневной жизни — в деятельности, поведении, общении. Потеря истинных христианских нравственных ценностей, ориентация на бездуховной интеллектуализм препятствует развитию духовности. Христианские истинные ценности — это знание о Боге как первопричину Вселенной, о происхождении жизни на Земле, о сотворении человека, о цели и смысле человеческого бытия, о необходимости духовного возрождения через веру в Иисуса Христа. Именно поэтому, по нашему мнению, формирование духовности человека должно начинаться прежде всего по формированию христианского мировоззрения, основанного на истине о Боге и способствует формированию у нее духовной нравственности, является неизменной при любых времен. Отсутствие у человека духовной нравственности имеет негативное влияние на развитие его личности, на ее психическое здоровье.
Как показывает практика, первая составляющая духовности у большинства людей нашей страны отсутствует. Средства массовой информации очень ограниченно освещают вопросы духовности. Всю жизнь современного человека в основном сосредоточено на материальной сфере, а фундаментальные истины о сущности человеческого бытия остаются вне ее внимания. Следствием этого является моральный кризис общества, вызванная потерей христианских ценностей, которая проявляется в господстве среди людей эгоизма, цинизма, жестокости, пренебрежения к другим, сексуальных извращений, аддиктивного поведения, и тому подобное.
Распространенность таких психических нарушений среди подрастающего поколения очень велика. Так, по результатам ежегодной диспансеризации среди заболеваний детей дошкольного возраста на первом месте стоят нервно-психические, которые часто предшествуют формированию в них асоциального поведения в будущем.
По мнению В. В. Рыжова, сегодня для многих людей характерным диагнозом является «психически здоров, но личностно — больной». Но термин «психическое здоровье» касается личности в целом, то есть, как указывает В. В. Рыжов, его следует рассматривать в сочетании телесного, душевного и духовной жизни человека. Соответственно, и здоровья или болезни человека следует рассматривать на трех уровнях [21].
Первый уровень — это уровень физической болезни. Медицина редко рассматривает болезнь как следствие поступков, образа жизни человека. Например, люди, страдающие различными зависимостями — склонны к полноте, перееданию, неразборчивым половым отношениям, аморального образа жизни — получают как следствие расстройства физического и нервно-психического здоровья. Это означает, что они были и раньше больными, но это был моральный (душевный) уровень болезни без особых нарушений физического здоровья. Свою нравственную болезнь человек может вообще не признавать.
Еще более скрытой есть духовная болезнь человека. Речь идет о связи с ценностями, на которые направлена поведение личности. Духовная болезнь проявляет себя, например, в злобе, зависти, лжи, стремлении славы и тому подобное. Следствием этого, как указывает В. В. Рыжов, могут быть гипертоническая и ишемическая болезни сердца. Подавленное состояние человека может быть причиной депрессии. Чрезмерная гордость чревато психопатии, шизофрении и др.
По нашему мнению, настало время говорить о необходимости духовного возрождения нации, которое предусматривает осуществление духовного воспитания на основе формирования, прежде всего у молодежи, христианского мировоззрения, основанного на вере в Творца. Через духовное возрождение человек как личность находит смысл и содержание жизни, осознает свое истинное предназначение, трактует слово как истину, нравственный закон и настоящую свободу [23].